В Страсбург направлен крымскотатарский запрос
Меджлис обжаловал в ЕСПЧ запрет деятельности на территории России
Меджлис крымских татар обжаловал в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) решение Верховного суда РФ, оставившего в силе запрет на деятельность организации в России. В заявлении говорится, что признание организации экстремистской нарушает несколько статей Европейской конвенции о защите прав человека. Крымские правозащитники считают, что ЕСПЧ сочтет запрет Меджлиса незаконным. В Совмине Крыма сомневаются в объективности ЕСПЧ.
Меджлис подал жалобу в ЕСПЧ на решение российских судов о включении его в список экстремистских организаций и запрете деятельности в РФ. Об этом сообщается на сайте правозащитного центра "Мемориал", который будет представлять организацию в ЕСПЧ. Напомним, в феврале 2016 года прокурор Крыма Наталья Поклонская (сейчас депутат Госдумы) подала заявление о признании Меджлиса экстремистской организацией. В апреле 2016 года его удовлетворил Верховный суд Крыма. Верховный суд РФ отклонил апелляционную жалобу Меджлиса 29 сентября 2016 года.
В жалобе в ЕСПЧ Меджлис указал, что включение его в список экстремистских организаций и прекращение его деятельности в России нарушает ряд статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В частности, в заявлении говорится, что нарушены права на свободу собраний и объединений; пределы использования ограничений в отношении прав; запрет дискриминации и другие. Кроме "Мемориала" представлять интересы Меджлиса в ЕСПЧ будет Европейский центр защиты прав человека и Украинский Хельсинкский союз по правам человека.
Крымский юрист Эмиль Курбединов сказал "Ъ", что после марта 2014 года, когда Крым оказался под юрисдикцией РФ, российские власти "пытались договориться с Меджлисом": "Когда этого сделать не удалось, его признали экстремистским и запретили". По его словам, во время разбирательства по делу о запрете Меджлиса "были нарушения в судопроизводстве". Также нарушением он считает то, что деятельность организации была приостановлена 12 апреля 2016 года, тогда как Верховный суд РФ отклонил апелляцию Меджлиса лишь 29 сентября. Адвокат Джемиль Темишев, защищавший Меджлис в Верховном суде РФ, считает, что у жалобы хорошие перспективы в ЕСПЧ. Запрет организации он называет "исключительно политическим решением". Однако юрист считает, что РФ может найти способ не учитывать решение ЕСПЧ. Активист движения крымских татар Нариман Джелялов отмечает, что "российские власти ищут пути для отмены санкций, а очередное нарушение международного права не пойдет в этом вопросе на пользу и не улучшит отношения России с мировым сообществом". По его словам, Меджлис прошел все судебные инстанции в РФ лишь для того, чтобы иметь возможность обратиться в ЕСПЧ. В случае исключения организации из списка экстремистских власти РФ "продолжат давление" на членов Меджлиса, полагает господин Джелялов.
Республиканские власти демонстрируют скептическое отношение к возможности принятия ЕСПЧ объективного решения. "Отношение к крымскотатарской проблеме официальных европейских институтов и властей носит политически мотивированный характер и сводится к антироссийской риторике",— сказал глава Госкомнаца Крыма Заур Смирнов. Вместе с тем, по его словам, "один из фактов экстремистской деятельности Меджлиса" — подрыв электроопор в Херсонской области, который привел к энергетической блокаде Крыма, признавала ООН в одном из своих обращений к украинским властям в 2015 году.