Компании делают дома умнее их обитателей
Все больше крупных компаний подключаются к разработке технологий «умного дома»
Системы «умного дома» привлекают все больше крупных компаний. Только на этой неделе сразу несколько корпораций — Google, Samsung, IKEA — представили собственные продукты для «умного дома». Рынок таких устройств и сервисов растет очень быстро и к 2025 году может достичь $29,8 млрд. Но сами пользователи пока с осторожностью относятся к идее «умного дома» — проблемой остается и совместимость разных устройств, и возможность объединения их в единую систему.
На этой неделе сразу несколько крупных компаний представили устройства или сервисы, связанные с концепцией «умного дома»: системы автоматизации и подключения к интернету домашних устройств. При этом все в большей мере речь идет не об отдельных «умных» устройствах, таких как робот-пылесос и др., а о создании единой взаимосвязанной системы.
В понедельник шведская IKEA представила собственную систему «умного» освещения, в которую входят светильники, сенсоры движения для включения и выключения света, пульты освещения и системы дистанционного управления. Устройства под названием Tradfri (то есть «беспроводной» по-шведски) появились в шведских магазинах уже 31 марта, а позднее должны быть поставлены и в другие страны.
Спустя два дня корпорация Google представила первое крупное обновление своей экосистемы Google Home, запущенной в ноябре прошлого года. Теперь система интегрирована с устройствами от 12 новых компаний, в том числе August, First Alert, Logitech Harmony. Изначально устройство работало только с четырьмя платформами — Nest, Philips Hue, SmartThings и IFTTT. До нынешнего обновления Google Home могла управлять только освещением, выключателями, термостатами, роботами-пылесосами и некоторыми другими устройствами. Теперь с помощью Google Home можно управлять и дверными замками, кондиционерами, «умными» системами автоматического полива газона или сада и даже некоторыми системами «умного дома» в целом. Тем не менее пока Google Home все еще сильно отстает от подобной системы Amazon Echo, разработанной Amazon и запущенной еще в 2014 году.
Также в среду корпорация Samsung представила не только новое поколение смартфонов, но и несколько сервисов, имеющих отношение к «умному дому». Во-первых, это маршрутизатор Samsung Connect Home, создающий специальную сеть Wi-Fi для бытовых устройств. Во-вторых, приложение Samsung Connect, сходное с подобным же приложением Apple Home, которое было выпущено в прошлом году. Оно позволяет управлять подключенными к интернету домашними устройствами. Третий продукт не так тесно связан с концепцией «умного дома», но и он может пригодиться в общей экосистеме — это голосовой ассистент Bixby. Еще в прошлом году Samsung сообщала о намерении выпустить динамик, схожий с Google Home и Amazon Echo, скорее всего, в нем будет использован Bixby.
Британская исследовательская организация Building Services Research and Information Association (BSRIA) прогнозирует, что в 2017 году рынок систем и устройств для создания «умного дома» вырастет во всем мире на 20%, до $15,8 млрд, а к 2021 году — до $29,8 млрд. «Продажи продуктов для “умного дома” и соответствующих сервисов покажут высокий годовой уровень роста; частично это связано с низким стартом на некоторых рынках, но отчасти и с ростом осведомленности конечных пользователей»,— отмечает аналитик BSRIA Золтан Карпати. По оценке американской компании Transparency Market Research (TMR), этот рынок будет расти в период с 2017 по 2025 год в среднем на 18,1% в год.
По мнению экспертов, рынок устройств и сервисов для «умного дома» является очень перспективным для технологических компаний, ведь здесь им есть куда развиваться. Как отмечает вице-президент Deutsche Telekom по платформе Connected Home Томас Рокманн, основным преимуществом «умного дома» для пользователей является возможность удаленного управления, кроме того, при все большем внедрении в эту сферу искусственного интеллекта система сможет запоминать привычки пользователя и действовать в соответствии с ними.
Впрочем, компаниям еще придется немало постараться, чтобы привлечь к этим системам внимание потребителей. Согласно выпущенному в январе опросу PwC, сейчас только один из четырех опрошенных владеет каким-либо устройством для «умного дома». 57% не покупают их из-за слишком высокой цены, 24% — из-за опасений по поводу возможных проблем с безопасностью, 19% — из-за того, что не видят в них смысла.
Другая проблема — сложности в интеграции разных приборов в единую систему. Несколько недель назад Консорциум промышленного интернета (IIT), в который входят в числе прочих Bosch, IBM, Intel, Huawei, Ericsson и General Electric, подготовил рекомендации по улучшению совместимости различных систем интернета вещей. По мнению авторов рекомендаций, основным препятствием на пути распространения таких систем является то, что инфраструктура интернета вещей сейчас представляет собой множество разных, часто несовместимых друг с другом вариантов подключения.