Защита Евгении Медведевой
Российская фигуристка стала четвертой в истории одиночницей, второй раз подряд выигравшей золото чемпионата мира
Фигурное катание
Две награды, десять олимпийских лицензий из двенадцати возможных и третье, поделенное с китайцами, общекомандное место после канадцев и японцев — таков итог выступления российских фигуристов на предолимпийском чемпионате мира, завершившемся вчера в столице Финляндии. Двукратной чемпионкой мира среди одиночниц стала Евгения Медведева, бронзу в парном катании взяли Евгения Тарасова и Владимир Морозов. По итогам отбора на Олимпийские игры у России три лицензии в парном и женском одиночном катании, по две — в танцах и у мужчин. Корреспондент "Ъ" Валерия Миронова с подробностями из Хельсинки.
В Хельсинки, как это обычно и бывает на предолимпийских чемпионатах, четко обозначились тенденции, а также круг основных претендентов на медали Игр 2018 года в южнокорейском Пхенчхане. Задачи, которые ставила перед российской сборной национальная федерация, в целом выполнены. Во всяком случае, так считает ее глава Александр Горшков. В первую очередь он отметил успехи медалистов — золото выигравшей второй раз подряд Евгении Медведевой и бронзу, которую, несмотря на полученную здесь травму ноги партнерши, завоевала спортивная пара Евгения Тарасова--Владимир Морозов.
Евгения Медведева — единственная представительница российского фигурного катания, которая в полной мере заслужила право войти в когорту избранных мировых лидеров этого вида спорта. Наравне с победившим здесь олимпийским чемпионом японцем Юдзуру Ханью и обладателями золота и серебра в танцах канадцами Тессой Верчью--Скоттом Мойром и французами Габриэлой Пападакис--Гийомом Сизероном. Это за ними колесят по миру толпы поклонников и ради них оказываются битком заполненными трибуны многотысячных стадионов.
Ровно так, как в дни их выступлений было на знаменитой Hartwall Arena. Завоевать титул гораздо легче, чем его удержать. Эта банальность приобретает особый смысл, если иметь в виду, что Евгения Медведева в свои 17 лет стала всего лишь четвертой фигуристкой, которая за последние 34 года, минувшие со времени первого чемпионата мира, прошедшего в 1983 году в Хельсинки, выиграла два титула подряд. До нее это удавалось немке Катарине Витт, японке Кристи Ямагути и американке Мишель Кван.
Теперь, чтобы встать с ними в один ряд уже окончательно, Медведевой осталось выиграть олимпийский турнир в Пхенчхане, постановки для которого ей предстоит вновь готовить в содружестве с Ильей Авербухом и тренером Этери Тутберидзе. К слову, Евгения Медведева дала четко понять, что продолжение своей спортивной карьеры не ставит в зависимость от результата предстоящих Игр и продолжит ее при любом исходе. "Я не мыслю своей жизни без фигурного катания,— призналась фигуристка.— Хотя, конечно же, понимаю, что и в моей жизни, как и в жизни только что объявившего о завершении спортивной карьеры Евгения Плющенко, наступит момент, когда придется что-то менять кардинально. Но, надеюсь, это время наступит нескоро".
У Анны Погорилой, бронзовой медалистки прошлогоднего чемпионата, которая также рассчитывала на повторение бостонского успеха, случился срыв. После качественного проката короткой программы судьи отправили россиянку на четвертую позицию вслед за крепкими канадками Кейтлин Осмонд и Габриэль Дейлман, чего Погорилая явно не ожидала. Осознание того, что отныне она не имеет права даже на малейшую ошибку, спортсменку, похоже, съело, следствием чего стал полный провал в произвольной программе (13-е место). Спасибо дебютантке Марии Сотсковой. Если бы не ее итоговое восьмое место, то не видать бы россиянкам полной олимпийской квоты (три лицензии получает страна, сумма мест двух лучших спортсменов которой не превышает 13).
Несмотря на невыразительные итоги, восьмое и одиннадцатое места соответственно, наши одиночники Михаил Коляда и Максим Ковтун сделали главное — завоевали две олимпийские лицензии. Чтобы оценить это, достаточно вспомнить, что на Играх в Сочи Россия имела право выставить лишь одного участника. Тогда Евгений Плющенко, выполнив программу-минимум в командном турнире и получив золото, с личного турнира из-за травмы снялся.
Впрочем, президент национальной федерации Александр Горшков считает, что в случае полной реализации потенциала, чего здесь не случилось, они оба могли оказаться на более высоких позициях. Например, Михаил Коляда не побоялся включить в программу четверной лутц, который, несмотря на падение, судьи все-таки засчитали. Без риска в условиях запредельной конкуренции сейчас никуда.
Дело в том, что в элите мужского одиночного катания сформировались две категории. В одну входят титулованные и опытные фигуристы, но владеющие всего двумя разновидностями прыжков в четыре оборота — тулупом и сальховом, как, например, канадец Патрик Чан и испанец Хавьер Фернандес. А в другую — менее опытные, но владеющие всеми разновидностями многооборотных прыжков. Это впервые поднявшийся здесь на вторую ступень пьедестала японец Сема Уно, бронзовый призер китаец Цзин Боян и ставший шестым американец Нейтан Чен. Что касается вернувшегося через три года на верхнюю ступень олимпийского чемпиона Юдзуру Ханью, то этот уникального дарования японец гармонично сочетает умение исполнять разнообразные многооборотные прыжки с потрясающей выразительностью представления своих программ.
В танцах, где четких критериев оценки, в отличие от других видов фигурного катания, не существует, тенденция — во всяком случае в том, что касается олимпийских перспектив двух стоящих в топе особняком дуэтов,— обозначилась достаточно определенная. Длившаяся весь сезон очно-заочная дуэль вернувшихся на лед после двухгодичной паузы олимпийских чемпионов 2010 года Тессы Верчью--Скотта Мойра и ставших в их отсутствие дважды чемпионами мира Габриэлы Пападакис--Гийома Сизерона, даже несмотря на нелепое падение Мойра в произвольном танце и с мировым рекордом выигравших его французов, завершилась в пользу дуэта из Канады.
Сравнивать между собой эти два по-своему роскошных дуэта бессмысленно. Вот и первый олимпийский чемпион в ледовых танцах Александр Горшков наотрез отказался высказать на этот счет свои личные предпочтения. "Танцы — симбиоз спорта и искусства, у всех разные вкусы, и свести их воедино невероятно сложно,— сказал он "Ъ".— Главное для ледовых танцоров — сделать так, чтобы их программы не напоминали парное катание. Хотя нынешние тенденции к этому подталкивают. Ведь если мы хотим получить максимально объективное судейство техники, должны быть выработаны критерии. В одиночном катании это прыжки, в парном — прыжки и выбросы. В танцах точных критериев меньше, поэтому свое мнение относительно того, кто нравится лично мне, я как президент национальной федерации, много лет проработавший в техкоме федерации международной, навязывать не имею права".
Господин Горшков считает, что две наши пары — Екатерина Боброва--Дмитрий Соловьев и Александра Степанова--Иван Букин, ставшие здесь пятыми и десятыми соответственно и сохранившие для российских танцев двойное олимпийское представительство,— со своими задачами справились. "По мелочи им надо что-то улучшать, а главное, повышать уровни исполнения элементов,— посоветовал фигуристам специалист.— А чтобы побеждать, надо быть не просто лучшими, а настолько очевидно лучшими, чтобы никакие факторы повлиять на результат не могли. Катя Боброва посетовала здесь на недооцененный судьями уровень их с Димой дорожки в коротком танце. Дорожка состоит из предписанного количества элементов, которые должны быть четко выполнены. Увидеть с трибуны все детали нереально. Для этого существует техническая бригада, и я не могу обсуждать ее решения. Могу лишь констатировать, что мы потеряли свои высокие позиции в танцах. А для того чтобы их вернуть, надо быть на две головы лучше других".