У пьяных водителей прибавилось аварий
Аналитики оценили дорожную ситуацию в 2016 году и дали прогноз на 2017 год
Количество дорожных аварий, происходящих по вине пьяных водителей, может вырасти в 2017 году. Такой прогноз содержится в аналитическом отчете Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения (НИЦ БДД) МВД России. Эксперты считают, что инструменты по борьбе с нетрезвой ездой почти исчерпаны, необходимо усиливать борьбу с пьянством в целом среди населения, а не только среди автомобилистов.
НИЦ БДД МВД (входит в систему Госавтоинспекции) обнародовал аналитический отчет о состоянии аварийности в России в 2016 году и прогнозах на 2017 год. В документе говорится о том, что в последние годы наблюдается стабильное снижение числа ДТП. За прошедший год количество аварий с пострадавшими сократилось на 5,6% (до 173,6 тыс. аварий) по сравнению с тем же периодом годом ранее, в них погибло 20,3 тыс. человек (-12,1%) и ранено 221,1 тыс. человек (-4,3%). При этом, отмечают в НИЦ БДД, "после непродолжительного периода снижения аварийности из-за нарушения ПДД водителями, находящимися в состоянии опьянения", снова наблюдается рост: в 2016 году произошло 15,6 тыс. "пьяных" аварий (+2,1%).
По итогам 2017 года "не исключается рост показателей аварийности" из-за нарушения ПДД нетрезвыми водителями, прогнозируют в НИЦ БДД. "Рост количества таких ДТП может составить до 5%, а числа погибших — до 10%",— подсчитали в центре. Таким образом, можно говорить о 16,3 тыс. аварий из-за нетрезвых водителей и примерно о 4,9 тыс. смертей по итогам года. При этом общее число ДТП, скорее всего, снизится на 4-12%.
Напомним, в 2013 году поправками к КоАП РФ было введено жесткое наказание за вождение в пьяном виде: штраф 30 тыс. руб. и лишение прав. В июле 2015 года была введена уголовная ответственность за повторное нетрезвое вождение и повторный отказ от медицинского освидетельствования. Все это, судя по статистике ГИБДД, повлияло на поведение автомобилистов: если в 2014 году суды вынесли 328 тыс. постановлений о лишении прав за пьяное вождение, то в 2015-м — уже 301 тыс., в 2016 году — 246 тыс. Число отказавшихся от освидетельствования также снижается. Но, если судить по аварийности, нетрезвые водители все чаще калечат людей.
В НИЦ БДД говорят также и о других рисках, например увеличении аварийности из-за нарушения ПДД водителями автобусов, этот показатель растет стабильно с 2014 года (по итогам года +6%; 5,2 тыс. аварий). Эксперты связывают это с низким уровнем контроля за безопасностью перевозок, поскольку значительная часть автобусов принадлежит гражданам, а не юридическим лицам (многие регистрируют автобусы на себя, чтобы не платить налоги на предпринимательскую деятельность и избегать усиленных проверок). Также, по прогнозам НИЦ БДД, может вырасти количество ДТП из-за нарушения правил иностранцами.
«Пьяный ничего не боится, в том числе и за рулем,— добавляет господин Похмелкин.— В России много пьют, и эту проблему надо решать более глобально, чем в рамках борьбы с аварийностью. Но это уже забота не Госавтоинспекции, а государства в целом»
Прогноз НИЦ БДД свидетельствует: все возможные меры по борьбе с пьянством за рулем себя исчерпали, считает председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. "И даже новые законопроекты ситуацию не спасут,— уверен он,— людей это не будет останавливать".
Напомним, сейчас власти готовят новую порцию нововведений, ужесточающих или уточняющих наказание за пьяную езду. В частности, в Госдуме находится законопроект Минюста, согласно которому пьяные водители не смогут забрать автомобиль в ГИБДД, пока не внесут залог 30 тыс. руб. (принят в первом чтении в мае 2016 года, с тех пор не рассматривался). Госавтоинспекция, по данным "Ъ", сильно рассчитывает на принятие этих поправок.
"Пьяный ничего не боится, в том числе и за рулем,— добавляет господин Похмелкин.— В России много пьют, и эту проблему надо решать более глобально, чем в рамках борьбы с аварийностью. Но это уже забота не Госавтоинспекции, а государства в целом".
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков ("Единая Россия") считает, что оснований для негативного прогноза по "пьяным" ДТП нет. При этом он напомнил о сценарии возможной ликвидации ГИБДД и объединения автоинспекции с ППС по примеру Казахстана. Слухи об этом появились в СМИ на прошлой неделе, по данным "Ъ", такой вариант действительно прорабатывался, но был снят с повестки дня, официально МВД все опровергло. "Такое решение, уверен, привело бы к увеличению количества погибших и пострадавших на дорогах",— добавляет господин Лысаков. В самой Госавтоинспекции говорят о том, что к статистике с аварийностью надо относиться очень аккуратно: количество "пьяных" ДТП могло увеличиться просто потому, что инспекторы стали тщательнее (а значит, чаще) проверять участников аварий.