Добровольная сдача не спасла от Бутырки
Обвиняемый в хищении средств на ГЛОНАСС не смог добиться смягчения меры пресечения
Как стало известно "Ъ", Мосгорсуд отказался выпустить из СИЗО под залог или домашний арест менеджера компании "Синертек" 27-летнего Игоря Полишкарова, обвиняемого в мошенническом хищении бюджетных средств, которые в свое время выделялись на федеральную целевую программу ГЛОНАСС. Господин Полишкаров, к слову, бывший зять экс-главы "Роскосмоса" Олега Остапенко, находился в розыске, но в прошлом году сам сдался властям Венесуэлы, попросив российских дипломатов помочь в его экстрадиции на родину. Отметим, что перед этим Лефортовский суд отказался рассматривать дело одиннадцати его предполагаемых подельников, включая отца — Владимира Полишкарова, вернув материалы в прокуратуру для устранения нарушений.
Апелляционная инстанция Мосгорсуда рассмотрела жалобу Игоря Полишкарова и его защиты на продление срока его ареста. В феврале этого года Тверской суд удовлетворил ходатайство следствия о продлении содержания под стражей подследственного до середины мая. Со своей стороны, адвокаты господина Полишкарова просили отпустить их подзащитного под домашний арест или залог. Они настаивали, что их клиент не собирается скрываться от следствия. Напомним, как сообщал "Ъ", господин Полишкаров был задержан сотрудниками ФСБ 20 января текущего года в одном из столичных аэропортов. Однако, как напомнили суду адвокаты, скрывавшийся за границей, числившийся в розыске и заочно арестованный судом Игорь Полишкаров сам обратился в российскую дипмиссию в Венесуэле и попросил, чтобы "правоохранительные органы РФ инициировали процедуру его экстрадиции в Россию". После этого он добровольно прибыл в местное бюро Интерпола, где его задержали 28 октября прошлого года. После длительного пребывания в тюрьме Игорь Полишкаров был отправлен в Россию, где его арестовали, поместили в Бутырку, а 27 января предъявили обвинение в причастности к многомиллионным хищениям бюджетных средств.
Уголовное дело о масштабных хищениях при реализации ФЦП ГЛОНАСС 4-е управление МВД (курирует закрытые административные территории и режимные объекты) возбудило еще в 2012 году. Изначально речь шла о неустановленных лицах, которые присвоили 85 млн бюджетных рублей. Инициатором расследования был экс-глава "Роскосмоса" Владимир Поповкин, который передал в МВД материалы внутренней проверки.
В результате расследования в нем появилось в общей сложности 14 фигурантов, в том числе бывшие гендиректора ООО "Синертек" Владимир Полишкаров и Евгений Моторный. По версии следствия, ОАО РКС, будучи головной организацией в создании ГЛОНАСС, заключило в 2006-2010 годах с ООО "Синертек" ряд договоров о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию навигационной спутниковой системы. Контракты предусматривали также и поставку из Франции необходимого для реализации программы оборудования. После заключения контрактов ООО "Синертек", где работали сын главы ООО Игорь Полишкаров и его супруга, дочь бывшего главы "Роскосмоса" Елена Остапенко, заключило более 140 договоров с физическими и юридическими лицами на выполнение полученного заказа. По версии следствия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на самом деле никто не проводил, а полученные из бюджета 85 млн руб. были "похищены и распределены между соучастниками преступления". Как говорится в материалах дела, похищенные деньги выводились и обналичивались, в том числе через фирмы-однодневки Полишкарова-младшего. В отношении последнего, успевшего уехать за границу, в 2013 году следователями ГСУ ГУ МВД по Москве, куда было передано дело, дело было выделено в отдельное производство.
Из трех бизнесменов, которые, по мнению ГСУ, занимались именно обналичиваем похищенных средств, двое — Леонид Христофоров и Владимир Писарев — дали признательные показания и стали сотрудничать со следствием. Тогда говорили, что за это им якобы пообещали условное наказание, однако в июне 2014 года Преображенский и Мещанский суды в особом порядке приговорили соответственно Леонида Христофорова к трем годам колонии общего режима, а Владимира Писарева — к двум с половиной годам колонии общего режима.
Большинство остальных фигурантов дела ожидали окончания следствия под домашним арестом. Процесс над ними начался в прошлом году, но продлился недолго. На стадии судебного следствия судья принял решение о возврате дела в прокуратуру для устранения нарушений. Как заявил "Ъ" один из участвовавших в процессе адвокатов, решение о возврате дела "больше напоминало оправдательный приговор". В частности, в решении суда было указано, что "все работы в рамках заключенных договоров были выполнены качественно и в полном объеме", а отчетная документация не вызывала никаких нареканий. Об этом же говорили, по некоторым данным, допрошенные главный конструктор спутниковой системы специального назначения АО ИСС Виктор Лавров, замдиректора департамента космических навигационных систем ГЛОНАСС "Роскосмоса", директора других департаментов госкорпорации и т. д. При этом суд отметил и нестыковки в результатах инженерно-технических экспертиз, проведенных по делу. "В настоящее время нумерация томов уголовного дела не соответствуют томам уголовного дела, направленным в адрес экспертов, поэтому не представляется возможным установить документы, которые были представлены в адрес экспертов органами предварительного следствия",— было отмечено судом. Интересно, что свидетель — начальник технического отдела "Роскосмоса" — сообщила суду, что именно у ее сотрудников хранится вся техническая информация по договорам с "Синертек", но она никогда никем не изымалась и следователями не запрашивалась.
Эти нарушения и стали основанием для возврата дела в прокуратуру. Надзорный орган с этим не согласился и обжаловал его в Мосгорсуде, но вышестоящая инстанция поддержала Лефортовский суд, указав, что фабула предъявленного Полишкарову-старшему и его предполагаемым подельникам обвинения "не соответствует обстоятельствам, установленным в ходе предварительного и судебного следствия, что правомерно расценено судом как нарушение права обвиняемых на защиту". При этом десять фигурантов дела были освобождены под подписку о невыезде. Под домашним арестом оставили лишь одного обвиняемого, припомнив, что во время следствия он выезжал в отпуск в Белоруссию, не уведомив об этом следователя.
На этом фоне Полишкаров-младший, видимо, рассчитывал, что и его, с учетом добровольной сдачи правоохранителям, отпустят из СИЗО, однако этого не произошло. Тем временем срок следствия по его делу был продлен до середины мая и составил уже 39 месяцев. При этом сумма похищенного по тем эпизодам, где фигурирует Игорь Полишкаров, снизилась и теперь составляет 7,7 млн руб. Получить комментарий его защиты не удалось. Между тем адвокат одного из других фигурантов дела Андрей Студенецкий сообщил "Ъ", что с момента возврата материалов в прокуратуру его клиента следствие не вызывало, а потому судьба расследования ему неизвестна.