Увезу тебя я в тундру
Может ли туризм в Заполярье стать выгодным бизнесом
Туризм в Заполярье переживает пик популярности. Все больше россиян и иностранцев интересуются отдыхом на островах в Северном Ледовитом океане, заявляют в Ростуризме. По мнению ведомства, представителям индустрии стоит задуматься о развитии инфраструктуры на севере страны. Может ли туризм в Заполярье стать выгодным бизнесом, разбиралась Лилия Пономарева.
В Ростуризме уверены, что самые холодные регионы — перспективное направление для отрасли. Раньше стабильный спрос был в основном со стороны европейцев. По данным ведомства, на остров Шпицберген ежегодно отдыхать приезжают десятки тысяч норвежцев. Россияне стали активно интересоваться такими поездками в последние годы.
Чтобы реализовать потенциал спроса, не хватает только инвесторов, отметил в интервью ТАСС заместитель главы Ростуризма Роман Скорый: «Говорил я о Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа и о той территории, где в принципе уже понятно, каким образом будут развиваться туристические потоки, какие инфраструктурные объекты там необходимы и какого качества. Конечно, пока еще недостаточно все развито. Желающих посетить эти места гораздо больше, чем позволяет инфраструктура. Ее необходимо создавать».
Единственный регион Заполярья, который за последнее время стал принимать значительно больше отдыхающих, — Мурманская область, а именно — Кольский полуостров. По словам представителей турбизнеса, объясняется это просто: именно там происходит действие фильма Андрея Звягинцева «Левиафан».
В остальном туризм в Заполярье, по словам экспертов, почти не развивается, связано это с большим количеством проблем, главная из которых — транспортная. На островах Франца-Иосифа, Врангеля, архипелаге Северная Земля нет аэропортов, вертолеты туда почти не летают, отсутствует регулярное сообщение по морю. Многие территории просто закрыты для посещения. В большинстве регионов мало гостиниц и почти нет автодорог.
Ждать инвестиций в эти районы в ближайшее время не приходится, отметил руководитель Центра арктического туризма государственного треста «Арктикуголь» Тимофей Рогожин: «Привлечь крупных инвесторов в развитие арктического туризма в России на сегодняшний день нереально из-за состояния нормативно-правовой базы. Поэтому чаще всего это люди, которые просто любят Север и точечно готовы вложить какие-то деньги и в принципе их там оставить. О каких-то системах частных инвестиций в российский арктический туризм на сегодняшний день речи не идет».
Как отметил глава Ростуризма Олег Сафонов, ставку можно сделать на арктические круизы. Такую услугу российские компании предлагают уже сейчас. Однако стабильно зарабатывать на этом непросто, так как круизы возможны только в летнее время.
Подходящих для путешествий по Ледовитому океану судов мало, вмещают они всего несколько десятков туристов и обходятся недешево, сообщил генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров: «Это весьма востребованное направление. Другой вопрос, что круизы весьма дорогие. Речь идет о нескольких тысячах долларов за путевку. Что характерно, находят наши же российские исследовательские суда ледокольного типа, но под управлением западных компаний. Таких кораблей не очень много, и, конечно, стоимость их аренды достаточно высока, эксплуатационные расходы составляют десятки тысяч долларов в день».
В среднем поездка на 7-10 дней за Полярный круг, по словам представителей компаний, которые занимаются таким видом отдыха, обходится в 400-500 тыс. руб. на человека. Организаторы туров признаются, что, несмотря на цену, о высоком уровне сервиса в данном случае речи не идет.
По прогнозам туркомпаний, самый популярный среди туристов арктический остров — Шпицберген — в этом сезоне посетят менее тысячи россиян.