Даймлер без Бенца

3 апреля 1885 немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на двигатель внутреннего сгорания в пол-лошадиной силы


Патент на этот бензиновый двигатель был у Даймлера не первым, и его мотор был далеко не первым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в те годы. Вообще, следует скорее отмечать дату создания Даймлером его следующего двигателя, который появился спустя несколько месяцев и осенью того же года был поставлен на мотоцикл Даймлера и Майбаха, который поехал. Но историки науки выбрали патент от 3 апреля в качестве ключевой вехи в истории автомобилестроения: просто им надо было остановиться на каком-то из патентов на ДВС, которые выдавались в те годы в Германии непрерывной чередой, а этот был не хуже других.

Фото: HO, AP

Идея ДВС, что называется, витала в воздухе. Нужен был более легкий, более компактный, более дешевый в производстве мотор, с более высоким КПД, чем у паровых двигателей. Нужен он был для наземного транспорта. Паровые машины вполне устраивали промышленность, водный и железнодорожный транспорт, но за пределами заводов и рельс они по всем статьям проигрывали живому двигателю мощностью в одну лошадиную силу — обычной лошади.

Электродвигатели и динамо-машины уже давно были, но проблема их питания без проводов по пути следования транспорта тогда не решалась, она, кстати, до конца не решена и поныне. Зато как раз тогда появилось топливо для двигателя нового типа. Дрова и уголь не подходили для конвертации энергии их сжигания в движение непосредственно в рабочем теле мотора. Светильный газ (продукт переработки угля) подходил, но еще лучше подходил один из продуктов перегонки нефти — ее бензиновая фракция. Бензин воспламенялся при более низких температурах, чем керосин, и к тому же был тогда невостребованным отходом быстро развивающегося промышленного производства керосина.

Общий принцип действия двигателя нового типа был очевидным. В его цилиндр впрыскивается газообразное или жидкое топливо, оно воспламеняется и толкает поршень. Оставалось решить только технические детали. Так уж получилось, что их решили в 1870-е годы немецкие конструкторы Отто, Бенц, Даймлер и Майбах. Отто создал первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, работавший на светильном газе. Бенц, Даймлер и Майбах в конце 1870-х — 1880-е годы адаптировали его к жидкому топливу, усовершенствовали и поставили на мотоциклы и автомобили своей конструкции, которые ездили!

Единственную проблему, которую им не удалось до конца решить,— электрического воспламенения топлива в моторе,— решил тоже немец Бош, но позже. До его магнето, позволявшего запускать двигатель, создавая искру в цилиндре с помощью заводной рукоятки, автомобили заводили, нагревая специальную калильную трубку в моторе паяльной лампой.

В техническом плане моторы Бенца, Даймлера и Майбаха принципиально не различались, но их личные патенты касались мелких отличий. Например, первый мотор Бенца был двухтактным. В апрельском 1885 года варианте четырехтактного мотора Даймлера была оригинальная водяная система водяного теплоотвода от цилиндра, а в следующем варианте его ДВС того же года появился карбюратор, который уже стоял на моторах Бенца. В коммерческом смысле среди конструкторов ДВС лидировал Бенц, он первым стал продавать свои автомобили. Но довольно быстро на рынке с ними стали конкурировать машины Даймлера и Майбаха.

А потом началось то, что сейчас называется M&A (слияние и поглощение). Весь мировой рынок автомобилей составлял не больше нескольких сотен штук, но и спрос на них был маленький. Выжить на рынке можно было только общими усилиями. При этом главную роль в автомобилестроении опять играл Бенц. Майбах со временем свой личный бизнес увел в нишу двигателей для дирижаблей, а Даймлер — в нишу лодочных моторов.

Он вообще в конце жизни стал прохладно относиться к главному делу своей жизни, передав его сыну, а сам, овдовев, на 59-м году жизни увлекся Линой Хартманн, 37 лет, которую встретил на лечении в Италии. Через семь лет после их свадьбы, в 1900 году, Даймлер умер.

Но его имя продолжало жить, грея душу автолюбителям. В 1992 году в России появился первый официальный дилер концерна Daimler-Benz AG — АО «ЛогоВАЗ-Беляево», и все у нас стало как у людей, по крайней мере в отношении символа преуспеяния — «мерина», как прозвали в народе автомобиль, под капотом которого работает далекий потомок того первого мотора, который Даймлер запатентовал в 1885 году.

Сергей Петухов

Вся лента