Не упустить из виду

Где смотреть: обязательная программа

Ефим Ковров

Застроенное современными отелями, побережье вокруг главного турецкого курорта не вызывает абсолютно никаких ассоциаций с древностью. А между тем округа нынешней Антальи процветала еще в античности, когда эта равнина, прижатая к морю Таврскими горами, была известна как Памфилия — "Страна племен". Такое название дали землям первые греческие поселенцы, пришедшие сюда вскоре после падения Трои,— в память о разных народах, с которыми столкнулись на новой родине. Со временем на плодородной равнине выросли богатые города, становившиеся добычей всех могущественных завоевателей древности; Памфилия успела побывать владением и воинственных лидийцев, и персидской империи царя Кира Великого, и Афин, и Александра Македонского, и, разумеется, Древнего Рима. К римской эпохе и относится большая часть древностей, которые можно увидеть здесь сегодня.

Ближайшие к Анталье заслуживающие особого внимания руины — в Перге, расположенном всего в нескольких километрах от аэропорта. Этот некогда процветавший древнегреческий город пришел в полное запустение после падения Римской империи. Судить о былом его величии можно хотя бы по масштабам сохранившихся построек: заложенный еще греками и перестроенный при римлянах театр Перге вмещал 14 тыс. зрителей, а наблюдать за гонками колесниц, боями гладиаторов или публичными казнями на местном стадионе могли одновременно 12 тыс. человек — это самое большое из подобных дошедших до нас античных сооружений на территории нынешней Турции.

Фото: DIOMEDIA

Следующий большой город древней Памфилии, Аспендос, может похвастаться отлично — лучше всех в мире! — сохранившимся римским театром. Построенный в правление императора-философа Марка Аврелия во II веке, в свое время он произвел такое впечатление на основателя Турецкой Республики Ататюрка, что Отец турок распорядился использовать древний театр по прямому назначению — летними вечерами, когда спадает жара, на пережившей самые разные эпохи сцене проходят представления Аспендосского фестиваля оперы и балета.

И Перге, и Аспендос были заложены на некотором удалении от моря — нападения киликийских пиратов не один век оставались более чем серьезной угрозой. Разбойники даже захватили на время главный город Памфилии порт Сиде и сделали его своей базой. Сейчас Сиде — один из самых популярных курортов турецкой Ривьеры, и мало что напоминает здесь о тех совсем недавних временах, когда он был скромной деревушкой, глядевшей на отличные пляжи и мыс с руинами римского города. (Города, к слову, бывшего одно время штаб-квартирой Марка Антония, который, как считают особо впечатлительные завсегдатаи курорта, назначал тут свидания Клеопатре.)

Фото: DIOMEDIA

За природными красотами и живительной прохладой стоит отправиться в один из заповедников в горах. Самый популярный из них — национальный парк Кепрюлю-Каньон, ущелье, совершенно заслуженно слывущее едва ли не лучшим в Турции местом для рафтинга. Впрочем, на этой древней земле даже в природном заповеднике не дает забывать о себе история — да и сложно было бы придумать более эффектный фон для сплава по горной реке, чем перекинутый через каньон Кепрюлю римский мост.

Заповедник Гюлюк-Даг не в последнюю очередь привлекателен древним городом Термессосом: он живописно сбегает с вершины стометрового утеса, упирающегося в облака, до которых, кажется, можно достать рукой. Эта неприступная твердыня (привет "Игре престолов") в свое время смутила самого Александра Македонского: его армия обошла Термессос стороной.

Фото: DIOMEDIA

Шоссе на запад от Антальи уводит в сторону Кемера — редкой красоты скалистого полуострова, известного в античности как Ликия. Древние обитатели этих мест, ликийцы, оставили поразительные гробницы: вырублены они прямо в отвесных скалах — из расположенных на возвышении могил душам умерших, верили ликийцы, будет легче вознестись на небо. Больше всего таких "мавзолеев" в окрестностях древнего Тлоса и вокруг Демре, как называется сейчас бывшая столица всей области, когда-то — Миры в Ликии, Миры Ликийские. Знакомо звучит? Конечно, ведь именно в честь этого города Николаем Мирликийским зовут некогда служившего здесь архиепископом святителя Николая, Николая Чудотворца, или Николая Угодника,— покровителя мореплавателей, путешественников и всей России. Хотя мощи святого еще в XI веке выкрали предприимчивые итальянские купцы, византийская церковь в Демре остается важным местом православного паломничества.

Еще одна точка притяжения рядом с Демре — это окрестности острова Кекова, у берегов которого можно окунуться в историю в самом буквальном смысле. Многие античные постройки здесь — руины городов Кекова, Симена, Тхеймус — со временем полностью ушли под воду, на дно мелкого прозрачного залива, или же едва возвышаются над морской гладью. Осматривать их хорошо с борта прогулочной лодки — такие во множестве стартуют изо всех окрестных деревень на побережье — или купаясь в море.

Фото: DIOMEDIA

Демре и Кекова достаточно далеко отстоят от Антальи. Съездить в труднодоступное горное сердце Ликии и вернуться в тот же день обратно в принципе можно, но такой день получится слишком долгим и изматывающим. Лучше переночевать где-нибудь на ликийском побережье. А по пути имеет смысл остановиться в древнем Фаселисе, сразу за Кемером, искупаться в одной из трех заросших средиземноморскими соснами бухточек, в каждой из которых сохранились остатки античного порта — гавань Фаселиса когда-то была в числе самых больших и важных в этой части Средиземноморья. Собственно, за Фаселисом уже и начиналась Ликия: границей традиционно служила долина Олимпос, лежащая у подножия горы Тахталы (собственно, древнее слово Olympos предположительно и означало "гора").

На горном склоне в долине можно наблюдать природный феномен, давший имя древнегреческому мифу о Химере. Местная Химера — это выделяющиеся из-под камней вулканические газы, продолжающие гореть уже которую тысячу лет. Неудивительно, что покровителем этих краев считался Гефест, хромоногий бог кузнечного дела и огня. А трехкилометровый пляж у деревни Чиралы, от которого отходит долина Олимпос, остается одним из последних нетронутых мест на всем побережье.

На пляже нельзя вести какое бы то ни было строительство: так местные власти охраняют покой редких морских черепах, логгерхедов, или каретт. Летними ночами оказавшиеся на грани вымирания каретты выходят из моря, чтобы отложить в песок яйца (к слову, считающиеся изысканным деликатесом — отсюда и угроза виду), и беспокоить их здесь строжайше запрещено.

Вся лента