Искусственный интеллект научился привлекать господдержку
Большинство проектов в этой сфере оказались некоммерческими
За последние десять лет госструктуры в России вложили около 23 млрд руб. в сферу искусственного интеллекта. В разработку попали 1,4 тыс. проектов, в том числе в области анализа данных, но коммерческими оказались лишь чуть более 150. По мнению экспертов, проблема в целях использования таких разработок и создании на их базе готовых продуктов.
По данным SAP, с 2007 года государство и бизнес в России профинансировали 1386 научных проектов в области искусственного интеллекта. Госфинансирование составило 22,9 млрд руб. При этом большая часть проектов, а именно 1229, были некоммерческими — они проводятся в рамках федеральных целевых программ или оплачиваются государственными фондами.
В проектах в этой сфере прежде всего заинтересованы государственные организации и научные центры, поясняет исполнительный директор SAP СНГ Наталия Парменова. "Бизнес пока не имеет четкого понимания, для каких целей могут быть использованы данные разработки",— констатирует она. В то же время, в SAP отмечают, что уровень госфинансирования в сфере искусственного интеллекта в России нельзя назвать высоким по сравнению с другими странами. По данным компании, из бюджета США на исследования в этой области ежегодно выделяется около $200 млн. Объем мирового рынка искусственного интеллекта, по данным MarketsandMarkets, будет расти более чем на 60% ежегодно и к 2022 году достигнет $16,06 млрд.
В России государство больше всего вкладывает в проекты по анализу данных (33%), системы поддержки принятия решений (16,5%) и распознавания изображений и видео (13,9%). Они в основном предназначены для госсектора, транспорта, обороны и безопасности, нефтегазовой отрасли и здравоохранения. В первую очередь поддерживают проекты, где ожидаются результаты с быстрым применением. Например, анализ данных и системы распознавания применяются в решении логистических и транспортных проблем, а геополитические задачи определяют потребность в интеллектуальных системах для оборонно-промышленного комплекса. В коммерческом секторе 34% проектов приходится на распознавание изображений и видео, 19% — на распознавание текстов и речи, 15% — на системы поддержки принятия решений, 12% — на анализ данных. Коммерческие проекты наиболее востребованы в сфере высоких технологий (19%), здравоохранения (10%) и транспорта (7%).
Искусственный интеллект нашел применение в банках, сфере безопасности, рекламной и игровой индустрии, хотя в теории может использоваться и в других, говорит президент венчурного фонда АФК "Система" Sistema VC Алексей Катков. По его оценке, общее количество проектов в этой области в России не превышает сотни, из которых фонд посмотрел несколько десятков, потому что был заинтересован в когнитивных технологиях. У российского рынка есть определенная специфика, отмечает он: искусственный интеллект активно используется при распознавании лиц для индентификации и для борьбы с мошенничеством в банковском секторе. "Количество команд растет, потому что порог входа в технологию сильно снизился и на рынке появилось много специалистов по разумной цене. Но при этом многие команды, разработавшие технологию, не могут упаковать ее в готовый продукт",— отмечает господин Катков.
Проекты, связанные с анализом неструктурированных данных и принятием решений, вызывают интерес заказчиков, подтверждает заместитель гендиректора "ABBYY Россия" Дмитрий Шушкин. "Так, искусственный интеллект успешно справляется с задачей извлечения информации из разных источников: внутренних банковских систем, федеральных реестров и судов. Он агрегирует и сопоставляет эти данные с информацией, полученной от потенциального клиента. Специалистам банка проще принять решение о предоставлении кредита и его условиях",— рассказывает он. Также искусственный интеллект умеет анализировать информацию из открытых источников в интернете — сайтов с резюме, социальных сетей, новостей, биржевых сводок, может принимать решения, стоит ли HR-специалисту пригласить соискателя на собеседование, об упоминании брендов и людей в медиа, о том, что, вероятно, пора покупать или продавать акции.