Инженеры будущего

Сотрудничество

Спор о том, как надо учить "на инженера", идет давно. Вузы отстаивают традиционное базовое образование, работодатели недовольны тем, что молодых специалистов надо обучать профессии почти с нуля. Сейчас спрос на инженеров растет в самых разных отраслях: от машиностроения до биотехнологий, и подход наконец меняется: высококвалифицированных инженеров готовят с помощью практико-ориентированного обучения.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Хотя у абитуриентов профессии психолога, юриста и экономиста все еще популярны, эксперты и HR-специалисты в один голос говорят, что наиболее востребованы на рынке труда выпускники, получившие естественнонаучные и технические специальности. Компании обещают молодым инженерам привлекательные зарплаты, но все равно не могут закрыть вакансии. Проблема в том, что работодатели хотят нанять не любого сотрудника, а лишь "готового" — такого, на которого не надо тратить много времени, чтобы довести его до приемлемого уровня профессионализма. Но разрыв между запросами работодателей и реальной компетентностью выпускников велик.

Вызвано это в первую очередь ригидностью системы образования. Да, российская инженерная школа с начала ХХ века стабильно давала высококвалифицированных специалистов, но это не значит, что в наши дни те же программы подготовки инженеров будут эффективными. Развитие технологий ведет к смене парадигмы производства — некоторые профессии исчезают, становятся привычными новые, которые раньше фигурировали лишь в научно-фантастической литературе, а современные требования к третьим кардинально меняют подход к профессиональной подготовке. Например, распространяется аддитивное производство, когда деталь не вытачивается вручную на станке из болванки, а создается (буквально печатается на 3D-принтере) по программе в заданных параметрах — цифровая модель воплощается в физическом мире без участия человека. "Атлас новых профессий", созданный АСИ и "Сколково", пунктирно дает сведения о том, где сейчас эти профессии можно получить.

Однако решение есть — оно в развитии связей между вузами и работодателями. Олег Гогин, гендиректор компании "Нисса Диджиспейс", которая занимается разработкой высокотехнологичных комплексов для цифрового производства, говорит: "Нам нужны новые кадры, которые не надо долго учить, а то и переучивать. И такая потребность есть не только у нас, она есть у рынка. Наши партнеры — коммерческие и государственные производственные компании — нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, обладающих компетенциями в области цифрового производства и применения аддитивных технологий. Для формирования таких компетенций нужны соответствующие образовательные программы и практика. Мы сотрудничаем с МАИ, Московским политехом и другими инженерными вузами, чтобы интегрировать наш опыт разработки и внедрения комплексов аддитивного производства в образовательные программы, а также обеспечить прямой диалог наших индустриальных заказчиков с вузами для организации проектного обучения".

Проектное обучение означает, что с первого курса студенты не только изучают теорию, но и практически участвуют в реализации инженерных проектов. В конце семестра представляется результат — действующий прототип, опытный образец или готовое работающее изделие. Часто над ним работает междисциплинарная команда, в которую входят студенты разных факультетов: машиностроители, дизайнеры, экономисты и проч. За каждым проектом стоит заказчик — отраслевая компания. Как рассказали в МГТУ им. Н. Э. Баумана, студенты должны учиться на практике применять знания, которые они получают на лекциях. На младших курсах это домашние задания и лабораторные работы, на старших практическое освоение материала идет во время курсового проектирования и далее во время дипломного проекта.

"Раньше было такое выражение "меловая физика" — саркастическое, потому что физике или химии нельзя учить в классе с мелом у доски, это экспериментальные науки,— говорит проректор МГТУ по учебной работе Борис Падалкин.— Нужны приборы, реактивы, обязательно эксперимент, чтобы человек понимал, как то или иное явление реализуется на практике, изучал его с помощью каких-то методов, приборов или систем. Точно так же наши студенты в обязательном порядке ездят на практику, смотрят, что происходит на заводах, работают на рабочих местах, выполняют определенные элементы инженерной деятельности. Именно поэтому наши ребята, на наш взгляд, обладают конкурентными преимуществами перед сверстниками, когда оканчивают университет. Мы наблюдаем за новыми технологиями и, конечно, стараемся, чтобы наши ребята увидели передний край науки и техники сегодня, причем не на уровне каких-то лабораторный установок, стендов и технологий, а на уровне практического применения на предприятиях".

Без "обратной связи" с потенциальными работодателями невозможно подготовить высококлассного специалиста. "Мы дали серьезные полномочия руководителям образовательных программ — их в нашем университете более 60, это состоявшиеся отраслевые специалисты, они могут преподавать сами и привлекать своих коллег к занятиям со студентами,— объяснил ректор Московского политеха Андрей Николаенко.— Кроме того, мы завели практику экспертных советов для каждого факультета. В них входят представители индустрии, они собираются на экспертные сессии, чтобы влиять на содержание образовательных программ". У продвинутых вузов число компаний-партнеров измеряется сотнями. Объясняется это, в частности, тем, что таких понятий, как "распределение" и "целевой заказ", уже нет. Предприятия редко нанимают одновременно даже десяток сотрудников — скорее единицы, поэтому деловых партнеров должно быть как можно больше.

"В МАИ взаимодействие с предприятиями идет по двум направлениям,— рассказали в пресс-службе вуза.— В первом случае студенты привлекаются для работы по договору между вузом и заказчиком на тех же условиях, что и сотрудники университета. Это может быть работа в рамках курсовых, дипломных, научно-исследовательских проектов. Во втором — делают свой индивидуальный проект под кураторством научного руководителя на предприятии. Такая практика существует на всех направлениях обучения, связанных с реальным производством и, разумеется, аддитивными технологиями. Благо у МАИ есть весь спектр современного оборудования, позволяющий выполнять работы для предприятий в стенах университета". В МАИ приводят в пример работу студентов кафедры "Технология производства двигателей летательных аппаратов": для НПО "Энергомаш" они спроектировали и изготовили детали ракетных двигателей методом спекания порошков, для Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля — аэродинамические модели для продувки вертолетов методом лазерной стереолитографии, для коммерческого "АиМ Холдинга" — медицинские приборы и радиотехнику с помощью стереолитографии и литья в силиконовые формы.

"Для нас открытием стала новая форма сотрудничества — курирование тем по проектной деятельности в Московском политехе,— призналась Людмила Оржеховская, менеджер по кадровым проектам дилерской сети "BMW Group Россия".— Очень удобно: ты видишь студентов, они видят компанию как работодателя, и постепенно каждая сторона определяется с взаимностью интереса на будущее — своего рода профориентация. Студенты порадовали — уровнем, подходом. Есть очевидные звездочки, это ожидаемо — они везде есть, но больше впечатлил общий уровень: яркие, интересные идеи, их смело защищают, делают выводы и быстро берут в расчет обратную связь. В вузе постоянно идут практические занятия, взаимодействие с работодателями, конференции, конкурсы — в общем, есть ощущение, что созданы все возможности для того, чтобы студенты нашли себя, свое призвание уже на ранних стадиях, в стенах вуза, а не методом проб и ошибок уже после выпуска, как это часто, к сожалению, бывает".

Как оценить практические навыки студентов? Для этого в ряде вузов проводят экзамены по международной методике WorldSkills. На таком экзамене невозможно списать, фальсифицировать якобы имеющиеся знания. Получить положительную оценку можно, только продемонстрировав реальные умения. Например, биотехнологу надо провести лабораторный анализ, веб-разработчику — сверстать сайт. Выпускники с практическими навыками без труда находят работу по специальности.

В ГК "Штрих-М", специализирующейся на автоматизации розничной торговли, доля инженеров, электронщиков, IT-специалистов в общей численности персонала превышает 60%. "Технологии постоянно развиваются, появляются новые направления развития, поэтому в наших компаниях постоянно открываются новые вакансии для специалистов инженерного профиля,— говорит гендиректор компании Андрей Журавлев.— Наш бизнес требует специфических знаний в разработке, поэтому зачастую "воспитать" специалиста из выпускника, получившего хорошее инженерное образование, проще, чем найти готового специалиста, обладающего нужным багажом знаний, так как такого человека на рынке труда может просто не быть. Традиционно мы ищем будущих сотрудников среди студентов и выпускников МГТУ имени Баумана, МИФИ, других инженерных вузов. В последнее время на чемпионатах WorldSkills и других инженерно-прикладных соревнованиях мы стали замечать ребят из Московского политеха, которые показывают стабильно высокие результаты. Ряду студентов факультета информатики и систем управления, засветившихся на таких соревнованиях, мы предложили сотрудничество".

У ведущих инженерно-технических вузов хорошие показатели трудоустройства выпускников по специальности в течение первого года после обучения (у отдельных направлений подготовки, например, таких, как "эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов", этот показатель превышает 85%).

Вузы пока еще не начали массово выпускать специалистов, прошедших проектно-ориентированное обучение. Как оно поможет трудоустройству выпускников, покажет время. Отраслевые и рыночные форсайты прогнозируют, что инженер будет одной из самых престижных и высокооплачиваемых специальностей. Так что перспектива у нее есть.


CDIO: Новый международный стандарт

В 2000 году Массачусетский технологический институт (MIT) предложил реформировать инженерное образование по принципам CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate — "задумай, спроектируй, реализуй, управляй"). Теперь это международный стандарт, согласно которому выпускник инженерного вуза должен освоить полный жизненный цикл проекта — от замысла до внедрения. Обучение сосредоточено на практической деятельности, а не на решении абстрактных задач. Сейчас практико- или проектно-ориентированное обучение введено более чем в 130 университетах мира. В России концепция получила распространение в 2010 году не в последнюю очередь благодаря Эдварду Кроули (тогда — ректору Сколтеха). На принципы CDIO опираются, например, в Томском политехническом университете, ТУСУРе, МАИ, Физтехе, Московском политехническом университете.



МВА-2017 в VIII Народном рейтинге российских бизнес-школ

Восьмой год портал "В Москве и России" (MBA.SU) на основе масштабного анкетирования выпускников российских программ МВА составляет рейтинг российских бизнес-школ. Результаты исследования будут представлены в начале сентября в приложении "Образование" газеты "КоммерсантЪ".

Наталья Соловьева, Дарья Рыжкова

Вся лента