«Арсенал» уходит в сеть
СМИ Ульяновской области следуют новому тренду
Ульяновский областной телеканал «Арсенал» прекратил вещание на кабельном телевидении региона. Теперь, по словам руководства телеканала, он «полностью переходит в интернет», куда со временем перейдет все телевидение — «такова общая тенденция». В администрации губернатора намерены продолжить сотрудничество с телеканалом. Там продолжают рассматривать вопрос полного перехода в интернет газеты «Ульяновская правда». По мнению аналитиков, бизнес-модель, построенная на интернете, может эффективно работать, но не всегда.
Ульяновский телеканал «Арсенал» прекратил свое вещание на кабельном телевидении (КТВ) региона. Как пояснил „Ъ“ директор телеканала Юрий Старостин, с 1 апреля телеканал покинул кабельное телевидение и полностью перешел в интернет.
Одна из главных причин ухода в том, что телеканал не стал победителем федерального конкурса на «21 кнопку». Напомним, 22 февраля федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию подвела итоги конкурса по выбору обязательных общедоступных телеканалов субъектов РФ. От Ульяновской области подавали заявки телеканалы «Арсенал», «Репортер73» и «Первый молодежный телеканал». Победителем был признан «Репортер73», который в администрации губернатора считали «самым достойным».
Статус «обязательного и общедоступного», по логике, должен давать телеканалу возможность размещать свою трансляцию в сетях кабельного телевидения бесплатно, хотя, как отмечают телекомпании, «похоже, не все операторы с этим согласны».
По словам господина Старостина, оставаться на кабельном телевидении ему теперь не выгодно — расходы за размещение на КТВ «только, к примеру, на „Дом.РУ“ достигли 17 тысяч руб. в месяц», и поэтому «Арсенал» теперь «полностью уходит в интернет». «Я думаю, что в ближайшее время телевидение вообще все перейдет в интернет, молодежь уже сейчас смотрит все только в интернете», — отмечает директор «Арсенала». Он уверен, что при этом ничего не потеряет, «наоборот, аудитория увеличится намного». Директор полагает, что в своем новом статусе телеканал будет иметь даже большее количество источников доходов — за счет размещения рекламы на сайте, в видеосюжетах, а также по различным договорам на изготовление документальных фильмов и сюжетов как для федеральных телеканалов, так и для предприятий, партий, органов власти, учреждений культуры. Еще одним источником дохода станет прямая трансляция знаковых спортивных и культурных мероприятий («Арсенал» теперь имеет свою современную передвижную телевизионную станцию) по заказу органов власти и телеканалов.
Согласно данным Kartoteka.ru, ООО «Арсенал» зарегистрировано в ноябре 2006 года, первоначальный собственник и руководитель — Юрий Старостин. С января 2014 года соучредителем с долей в 50 % стало правительство области в лице областного автономного учреждения «Корпорация „Медиа73“». Уставный капитал — 21 млн руб.
Вице-губернатор — пресс-секретарь Александр Чепухин (курирует массовые коммуникации) пояснил „Ъ“, что администрации главы региона и правительству «достаточно одного телеканала, который будет на 21 кнопке», но заметил, что сотрудничество областной власти с «Арсеналом» не уменьшится, и многие фильмы и сюжеты телекомпании теперь будут также размещаться и на «Репортере73». Постепенный уход СМИ в интернет господин Чепухин считает логичной тенденцией, отметив, что это сейчас происходит и с официальной газетой «Ульяновская правда».
Известно, что в администрации губернатора и корпорации «Медиа73» рассматриваются варианты полного отказа от печатной версии издания и полным переходом в интернет, вплоть до официальных публикаций нормативных актов, что дало бы и экономию бюджетных средств. До сих пор подписка на «Ульяновскую правду» на второе полугодие так и не объявлена. Предполагается, что окончательное решение об этом будет принято во вторник. Впрочем, господин Чепухин заметил, что в перспективе все равно такой переход состоится.
Аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин считает, что переход в интернет «может стать эффективной бизнес-моделью», и «в большинстве случаев это действительно работает». По его словам, всего объем российского рынка рекламы составляет около 360 млрд руб., и из них на интернет приходится около 136 млрд руб., «это достаточно большая доля, и ее темпы роста в три раза превышают темпы роста всего рынка». «Но все зависит от контента, и не любое оффлайн-СМИ может перейти в интернет, сохранив хотя бы ту же аудиторию, а в ряде случаев это вообще невозможно, если речь, например, идет о старшей возрастной категории. Нельзя просто так уйти с одного рынка и ожидать, что будет окупаемость на другом», — сказал аналитик, заметив, что подписная бизнес-модель в интернете не всегда эффективна, и СМИ придется искать другие источники доходов.