Как устроено судостроение в России
Правила игры
Судостроительная отрасль характеризуется весьма высокой концентрацией и ведущей ролью государства в секторе. На лидера рынка — Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК, принадлежит Росимуществу) — в первом квартале, по данным рейтинга InfoLine Shipbuilding Russia Top 2017, приходилось 163 строящихся судна из 370 в целом по РФ (объем портфеля заказов ОСК составил 926 млрд из 1,1 трлн руб. всех заказов в РФ). Заметными игроками в отрасли являются также холдинг «Ак Барс» (портфель заказов — 24 судна, 90,4 млрд руб.), UCL Holding Владимира Лисина (4 судна, 1,4 млрд руб.). Ключевой объем заказов обеспечивают гособоронзаказ и экспортное строительство военных кораблей: в 2016 году исполненные заказы военных достигли 106,9 млрд руб., на гражданские суда пришлось лишь 34,3 млрд руб. Но при большом объеме заказов кораблестроение низкоприбыльно из-за ограничения маржинальности госконтрактов. Государство также активно поддерживает судостроение через систему различных субсидий: по последним предложениям Минпромторга объем госпомощи в 2017–2019 годах достигнет 10,8 млрд руб. (возмещение затрат по займам и кредитам, по лизинговым платежам, судовой утилизационный грант, программа лизинга пассажирских судов и так далее).