Жизнь в итальянском свете
N.I.C.E. отмечает юбилей
Фестиваль кино
В московском кинотеатре "Октябрь" вчера открылся фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. (New Italian Cinema Events), который проводится в России уже в 20-й раз. В этом году фестиваль пройдет в 11 городах, на нем будет показано в общей сложности 16 картин, представляющих современное состояние итальянского кинематографа. Комментирует Владимир Максаков.
Два десятилетия для фестиваля отмеряют возраст совершеннолетия и полноправия: N.I.C.E. стал флагманом итальянского кинематографа для неитальянских зрителей. Его программа не пересекается ни с "Давидом ди Донателло", представляющим итальянскую Академию кинематографии, ни с Венецианским фестивалем, открытым "городу и миру". Организаторы сознательно отбирают с прицелом именно на неитальянскую аудиторию то сегодняшнее итальянское кино, которому иногда проще найти кинотеатры за пределами Италии. Однако и фестивальными в строгом смысле слова эти картины не являются.
Оказавшись на перепутье после ухода великих мастеров прошлого, итальянское кино рубежа столетий рисковало остаться только тем, что сравнивают, а не с чем сравнивают. Чтобы снять этот культурный блок, и был придуман N.I.C.E., которому удавалось сочетать любимые традиции итальянских фильмов с новыми (а подчас и острыми) темами и сюжетами, так что вскоре фестиваль обрел свое лицо и стал одним из самых узнаваемых на мировом кинорынке.
N.I.C.E. проходит в разных странах, но с отечественной аудиторией у него особые отношения: Россия — единственная (кроме США) страна, которая все эти 20 лет принимала фестиваль каждый год. Причем с серьезным размахом: несколько лет назад фестивальные события добрались, например, аж до Нового Уренгоя.
Фильмы знакомят с Италией через хорошо знакомые и любимые образы, ставшие традиционными для итальянского кинематографа еще с 1960-х годов. В современном кино появляются и новые герои, о чем и свидетельствует N.I.C.E., но темы и сюжеты картин остаются прежними: социальная критика, комедии по-итальянски, вечный спор с религией, отношения с семьей. При этом фестиваль совершенно не собирается ограничиваться "местным колоритом". Как пообещала в Москве директор N.I.C.E. Вивиана дель Бьянко, "перед зрителем предстанет жизнь не только итальянского общества, но и все более глобализирующегося мира".
Пожалуй, единственное, что роднит программы N.I.C.E. с другим фестивальным кино,— отсутствие крупных бюджетов в представленных фильмах и общая установка на авторский взгляд
Пожалуй, единственное, что роднит N.I.C.E. с другим фестивальным кино,— отсутствие крупных бюджетов в представленных фильмах и общая установка на авторский взгляд. Молодым итальянцам неинтересно строить свое кино на цитатах из великих (за что критиковали, к примеру, "Великую красоту" и "Молодость" Паоло Соррентино), наоборот, перед нами проходят в основном "хорошо сделанные драмы", почти документально строгие в сюжетах и киноязыке. Побег двух женщин из психиатрической больницы на волю, где они оказываются нормальнее многих других ("Как чокнутые" Паоло Вирдзи); попытка живущей в "золотой клетке" девушки найти дорогу в мир ("Легче верблюду..." Валерии Бруни-Тедески); рассказы о любви итальянки к эмигранту, преступника-супергероя к обычной девушке, молодого человека к древнегреческой философии и троих друзей к кино — эти вроде бы простые истории переданы не только с присущими итальянцам юмором и добродушием, но и удивительно достоверно.
В этом году впервые в своей в российской практике фестиваль организовал документальную, а также конкурсную программу, в которой будут участвовать шесть фестивальных лент. В отличие от многих других фестивалей, N.I.C.E. остается прежде всего молодым и в известным смысле авангардным: представленные на нем картины относятся к первым или вторым работам режиссеров, которые, по словам Бернардо Бертолуччи, хотят не столько говорить, сколько кричать о своих историях. Впрочем, в случае с N.I.C.E. некоммерческий кинематограф тоже приносит своего рода доход, становясь мягкой силой, направленной на внимание к ближнему. Именно об этом говорил на пресс-конференции фестиваля киновед Наум Клейман: "В течение 20 лет фестиваля мы наблюдаем уникальное явление — рождение новых талантов и обновление тенденций в европейском кино. Это кинематография, которая поворачивает камеру из космических приключений и планетарных катаклизмов обратно к людям, к тем нормальным проявлениям человечности, без которых Земля может превратиться в ад".