Впередсмотрящая периферия
"Сокровища Нукуса" в ГМИИ
Выставка искусство
В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка под названием "Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого (Узбекистан)". Она презентует в Москве одно из самых удивительных собраний авангардного и поставангардного искусства за пределами России. Рассказывает Дмитрий Смолев.
Город в Каракалпакии, который и в советское-то время не каждый школьный отличник сумел бы отыскать на карте большой страны, давно превратился в легендарный бренд среди художественной интеллигенции, прежде всего московской. У бренда было и другое наименование — Игорь Витальевич Савицкий. Именно он придумал и создал в 1966 году практически на пустом месте Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан. Что ж, похвальное рвение, скажет иной читатель, но мало ли в регионах СССР возникало очагов культуры, из-за чего ажиотаж? Можно ответить коротко: из провинциальной инициативы выросло художественное собрание мирового уровня. И к российской культуре оно имеет прямое отношение. Хотя и косвенное одновременно, это как посмотреть.
Художник, искусствовед, археолог, выпускник Суриковского института, Игорь Савицкий был исполнен исследовательского азарта и пробивной энергии. И, видимо, тяги к авантюрным проектам — так уж это воспринимается в ретроспективе, поскольку трудно предположить твердый расчет в виде некоего социалистического "бизнес-плана". Дескать, сначала раскручу местные элиты на маленький музей про археологию и этнографию, потом двинусь в сторону недооцененного узбекского искусства 1920-1930-х, затем начну собирать "туркестанский авангард" как важный феномен, перекинусь на московские фигуры, играя на тонкостях взаимоотношений центра с периферией,— и в итоге построю ошеломительный музей посреди пустыни... Нет, подобного расчета наверняка не было, однако получилось приблизительно так.
Если говорить о коллекции только в части ХХ века, то в основу были положены авторы и произведения, в ту пору еще мало кого интересовавшие. И художники из объединения "Мастера нового Востока" (Александр Волков, Михаил Курзин, Михаил Гайдукевич и другие), и автономные персонажи вроде отысканного Савицким ташкентского маргинала Василия Лысенко, и даже те, кто некогда имел определенную известность в Москве (например, Михаил Соколов),— все они располагались на периферии официальной истории советского искусства. По мере разрастания в коллекции появлялись работы и Фалька, и Куприна, и Истомина — иначе говоря, художников уже и тогда музейных. И все же главная заслуга Савицкого в том, что он вводил в культурный оборот и сохранял наследие, которое без него могло бы и вовсе исчезнуть.
Мало ли в регионах СССР возникало очагов культуры, из-за чего ажиотаж? Можно ответить коротко: из провинциальной инициативы выросло художественное собрание мирового уровня. И к российской культуре оно имеет прямое отношение
Ученица Савицкого Мариника Бабаназарова, занявшая директорский пост после его смерти в 1984 году, к сохранности и развитию музея подходила чрезвычайно трепетно. Само ее присутствие в руководстве снимало многие тревоги насчет дальнейшей судьбы коллекции. В позапрошлом году Мариника Маратовна вынуждена была уволиться, ее сменщик тоже надолго не задержался, сейчас у музея опять новый директор. Считать ли московскую гастроль обнадеживающим знаком (мол, не беспокойтесь, все будет в порядке), пока неясно. Но событие в любом случае не рядовое — говорят, ГМИИ имени Пушкина добивался показа у себя лет десять. Кое-что из Нукуса привозили в Москву и раньше, на выставку в Музее искусства народов Востока. Однако была она не столь масштабна, да и на дворе был еще советский 1988 год. Теперь все устроено иначе, в соответствии с нормами интернационального культурного обмена.
Фонды музея в Каракалпакстане насчитывают около 100 тыс. единиц хранения, из них в Москву привезены 250 работ, но общие контуры и некоторые структурные особенности коллекции сохранены. Помимо ХХ века в выставку включены также древности времен Хорезмского царства (отдельные артефакты позаимствованы в московском Музее Востока) и образчики народного творчества. Уместность подобного соседства можно аргументировать двояко. Во-первых, Игорь Савицкий собирал это все параллельно и с равным увлечением, даже фанатизмом, в итоге музей получился именно таким — значит, в таком ключе и надо с ним знакомить. Во-вторых, есть и более фундаментальное обстоятельство — очевидная связь авангарда и поставангарда с архаикой.
В главном здании ГМИИ под "Сокровища Нукуса" отведен один-единственный зал с акцентом на живописи "туркестанского авангарда". Особой сценарной необходимости в таком анклаве нет — по сути, он торжественно рекламирует основную часть экспозиции, расположенную рядом, в Музее личных коллекций, так что перед зрителем возникает задача не растерять первое впечатление, чтобы смонтировать его с последующим. Куратор проекта Анна Чудецкая не стала выстраивать ни строгой хронологии, ни литературно окрашенного сюжета — и, пожалуй, поступила разумно.
Важнее было сконструировать зрелище, которое бы в первую очередь действовало на глаз и эмоцию. Тогда, возможно, для публики не будет иметь принципиального значения, что "амазонка авангарда" Любовь Попова — раскрученная звезда мирового масштаба, а про вхутемасовца Юрия Щукина знают лишь отдельные ценители. Ведь и сама коллекция собиралась Савицким без учета общепринятых иерархий, исключительно на интуиции и по критериям художественного качества. А качество настолько поразительно и настолько своеобычно, что художников с именами менее звучными категорически невозможно воспринимать только в обидной роли "статистов". В значительной степени выставка как раз об этом — об умении выстроить без оглядки на казенный ранжир свою систему художественных координат, которую не делают менее убедительной ни давность лет, ни экзотическое место прописки.