Догнать и перегнать
Как Tesla стала самым дорогим автопроизводителем в США
Компания Tesla впервые обогнала по капитализации гигантов General Motors и Ford. Рыночная стоимость производителя электрокаров накануне достигла $53 млрд. У конкурентов этот показатель составляет менее $50 млрд. Означает ли это, что «будущее Илона Маска» уже наступило, разбирался Алексей Соколов.
Tesla, по меркам автопрома, — совсем подросток, компании всего 14 лет. Кроме того, она до сих пор убыточна, несмотря на то, что выручка в прошлом году составила $7 млрд. При этом новости о производителе электрокаров на этой неделе шли одна за другой. Сначала Tesla — пусть и ненадолго, всего на полчаса — обогнала по капитализации Ford — автогиганта с историей в 113 лет. Аналитики пожали плечами — мол, посмотрим, что дальше будет — и заняли преимущественно выжидающую позицию: впереди был еще один великан, General Motors. Долго ждать не пришлось — уже 4 апреля компания обошла и его, заняв первое место в США с капитализацией в $53 млрд.
На положение компании и доверие инвесторов в первую очередь влияет визионерство Илона Маска, считает шеф-редактор журнала «Авторевю» Леонид Голованов: «Когда Tesla только появилась, я был уверен, что это пузырь, который очень скоро лопнет. Я был неправ, и таков, очевидно, талант Илона Маска. Tesla — это game changer, никто из грандов до сих пор не выпустил электромобилей с аналогичными потребительскими характеристиками. Мы видим, насколько финансовый рынок в первую очередь чувствителен именно к революционности и нетрадиционности продукта. Но когда Tesla сможет выйти на безубыточность, не понимаю.
Такой стремительный рост акций происходит на фоне выпуска нового электрокара Tesla Model 3, первые продажи которого начнутся этим летом. Кроме того, в первом квартале 2017-го компания поставила более 25 тыс. автомобилей — не очень большой показатель для автогигантов, но существенный — для передовиков рынка электрокаров. Кроме того, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост составил 69%.
Компания хочет выйти на отметку в 50 тыс. машин к середине года, а к концу следующего — сразу на 500 тыс. Такие данные указывает американское агентство Recod.
При этом инвестировать в Tesla все еще может быть небезопасно, считает ведущий аналитик управляющей компании «Горизонт» Владимир Рожанковский. По его мнению, вкладывать в компанию деньги людей подталкивает грамотный пиар Tesla в США и постоянный информационный шум. «Когда мы инвестируем в рискованные проекты на начальной фазе, всегда есть риск, что проект пойдет не туда и не так. И каждый для себя решает, на какой стадии начинать покупать, потому что, конечно, соблазнительно. Это, как правило, на уровне эффекта толпы, — рассказал Рожанковский. — Прогноз у Tesla потрясающий, они собираются увеличивать объем производства электромобилей, в том числе и в Европе, растут заказы. Американский автомобильный рынок весьма специфический, там для многих автомобиль — не средство передвижения, а именно роскошь, предмет, которым хвастаются перед другими. Tesla как раз и отвечает вот таким требованиям».
Осенью прошлого года Илон Маск заявлял, что для выпуска нового Tesla Model 3 дополнительное финансирование не понадобится. Позже пришлось признать, что компания находится на грани своих возможностей и денег все-таки придется попросить. В конце марта средства нашлись: 5% акций компании выкупила китайская корпорация Tencent. Сумма сделки составила $1,8 млрд.
Новая Tesla Model 3 позиционируется как бюджетный вариант электрокара — его стоимость равна примерно 2 млн руб, это немного дешевле, чем седан Cadillac CTS или Mercedes C-klasse.