Ставка на отдых
Можно ли считать конкурентами туроператоров и сервисы по бронированию
Иностранные сервисы по бронированию отелей и авиабилетов пока не планируется облагать новыми налогами. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщили в думском комитете по бюджету и налогам. Ранее Ассоциация круизных операторов предложила приравнять мировые агрегаторы, такие как Booking.com, к туроператорам и заставить их платить такие же налоги и взносы.
Можно ли считать туроператоров и сервисы по бронированию прямыми конкурентами?
Игроки одного рынка, по сути, находятся в неравных условиях, отметил представитель Ассоциации туроператоров России, гендиректор компании «ВИП-Сервис» Дмитрий Горин: «Можно говорить о том, что права неравны. Фактически эти ресурсы не только не платят налоги, но и не делают взносы в фонды. Туроператорские компании оплачивают Фонд персональной ответственности — это 7% от годового оборота. Также действует страховка и финобеспечение не менее 50 млн руб., и это не менее 3-5% от оборота. Также есть Резервный фонд, Фонд эвакуации на случай неисполнения обязательств туроператорами. Это существенная финансовая нагрузка».
С этого года Booking.com, Airbnb и другие ресурсы по бронированию билетов и жилья обязаны платить в России НДС. Это предусматривает так называемый закон о «налоге на Google», уравнивающий в правах российские и зарубежные компании.
Этих сборов будет достаточно, облагать агрегаторы всеми налогами, которые выплачивают туроператоры, нет оснований, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов: «Эта система бронирования платит налоги со своих посреднических услуг. Сложно сравнивать их с туроператором, потому что у них по сути абсолютно разная деятельность. Они формируют турпродукт. Агрегаторы бывают совершенно разные: кто-то, как Booking, осуществляет посредничество между гостем и отелем, а кто-то является агрегатором, который собирает некоторое количество опций, например, перелет до какой-то локации, после этого трансфер, например, до круизера, потом путешествие на круизере. Надо рассматривать в большей степени индивидуально. Повторюсь, что они все равно не являются туроператорами».
В Ассоциации круизных операторов считают, что агрегаторы должны гарантировать безопасность клиентов наравне с туроператорами.
Однако в случае с онлайн-сервисами права путешественников защищены едва ли не лучше, чем при сотрудничестве с туристическими агентствами, считает юрист, эксперт по туризму Эдуард Шалоносов: «Мы платим туроператору, российскому юрлицу. Говоря же об агрегаторах, Booking.com никто не платит, все платят напрямую отелю. А теперь зададим вопрос: может ли туроператор убежать с большими деньгами? Ответ очевиден: конечно, может. А может ли отель убежать? Ой, как я сомневаюсь. А может ли авиакомпания убежать? 5% на это. Как минимум, она вернет денежные средства либо заменит авиабилет. Мир переходит на агрегаторы, потому что это надежнее».
Уже появилось мнение, что введение дополнительных налогов в отношении агрегаторов приведет к их уходу в тень или вообще к отказу от работы на российском рынке. В таком случае пострадают индивидуальные путешественники.