Ни стыда, ни старости
Майкл Кейн, Морган Фримен и Алан Аркин в фильме "Уйти красиво"
Премьера кино
В российский прокат вышел "Уйти красиво", ремейк комедии 1979 года. Майкл Кейн, Морган Фримен и Алан Аркин, сыгравшие в новом фильме стариков-разбойников, видали уходы и покрасивее, считает Юлия Шагельман.
Джо, Вилли и Эл (Майкл Кейн, Морган Фримен и Алан Аркин) — три бруклинских пенсионера, когда-то работавшие на сталелитейном заводе, а теперь с трудом перебивающиеся от пенсии до пенсии и заказывающие в дайнере один кусок пирога на всех. На три куска денег нет. Но они держатся. У Джо ипотека, дочь-медсестра, которая не может позволить себе отдельное жилье, и внучка, чей папаша не платит алиментов. Вилли с Элом вынуждены снимать одну квартиру на двоих. Своих родственников Вилли видит только по скайпу, потому что ехать к ним в гости слишком дорого. И когда международная корпорация, выкупившая завод, на котором друзья проработали всю жизнь, ликвидирует его пенсионный фонд, им только и остается, что ограбить банк. Тот самый, в котором у Джо ипотека,— чтобы соединить приятное с полезным.
В "Уйти красиво" 1979 года стариков-разбойников играли Джордж Бернс, Арт Карни и Ли Страсберг. Не то чтобы пенсионерам тогда жилось лучше, но грабили банк герои, чтобы не заплесневеть окончательно, проводя последние годы своей жизни на скамейке в парке. Однако режиссеру нового фильма Заку Браффу (известному в основном по роли Джей Ди в сериале "Клиника", хотя "Уйти красиво" — уже третья его режиссерская работа) и сценаристу Теодору Мелфи (собравшему целую охапку номинаций, включая оскаровскую, за политически актуальный и расово верный фильм "Скрытые фигуры") этого недостаточно. Они щедро добавляют в историю гражданского пафоса, и их персонажи грабят банк уже не для развлечения, а потому, что там засели эксплуататоры трудового народа, душащие честных людей неподъемными ипотечными платежами. "Общество должно заботиться о пожилых гражданах",— сообщают авторы фильма устами не кого-нибудь, а профессионального налетчика; а если оно отказывается, что ж, пожилые имеют полное право взять эту задачу в свои руки.
Наивно обозначив, что капиталистические институты — плохие, а охраняющие их органы правопорядка — тупые, создатели фильма после этого старательно обходят острые углы и шутят исключительно над возрастом своих героев
Полноценной социальной сатиры у Браффа и Мелфи так и не вышло. Наивно обозначив, что капиталистические институты — плохие, охраняющие их органы правопорядка — тупые, а люди, зарабатывающие на жизнь собственным трудом (пусть даже и ограблениями),— хорошие, они начинают старательно обходить острые углы и на протяжении всего фильма шутят исключительно над возрастом своих героев. Старые люди медленно ходят, смешно бегают, препираются по пустякам, не очень уверенно обращаются с гаджетами. А иногда они в маразме (как председатель местного клуба пенсионеров Милтон, которого играет Кристофер Ллойд), это, очевидно, тоже очень забавляет режиссера и сценариста. Еще смешнее им становится, когда герои ведут себя совсем как молодые — смотрят реалити-шоу "Холостячка", курят травку или — вот умора! — занимаются сексом (в роли пассии Эла на экране появляется еще одна кинолегенда — Энн-Маргрет Ульссон).
Некоторые сцены из фильма, например репетиция ограбления в местном бюджетном супермаркете, действительно могут развеселить, но могут и надоесть: любая шутка, повторенная дважды, становится навязчивой, а в "Уйти красиво" одни и те же шутки преследуют героев вместо полиции. Впрочем, матерая троица Кейн, Фримен и Аркин, ничуть не смущаясь, привычно отрабатывает все те же свои амплуа, которые зрителям знакомы уже лет двадцать,— саркастичный англичанин, мудрый и преисполненный благости афроамериканец, желчный еврейский старикан, а режиссер и остальные актеры стараются по возможности им не мешать.