Фаворитам пришлось потесниться
Теледебаты всколыхнули французскую предвыборную гонку
Во Франции прошла вторая серия телевизионных дебатов кандидатов в президенты. В отличие от первой, объединившей только 5 фаворитов, эта представила французским телезрителям всех 11 кандидатов. Дебаты прошли при небывалом внимании зрителей: их аудитория составила 6,3 млн человек. За дебатами наблюдал парижский корреспондент “Ъ” АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.
Во время первых дебатов наблюдатели и участники критиковали систему отбора, ограничившую присутствие в студии пятью фаворитами — так называемыми большими кандидатами, которым прогнозируют более 12% голосов. На сей раз к ним прибавилось шесть «малых кандидатов», которым в опросах отводят от 0% до 6%.
«Малые кандидаты» добились необходимых 500 поручительств, и теперь государство обязано предоставлять им время на выступления и поддерживать их избирательную кампанию, какой бы она ни выглядела. Большинство из них уже поучаствовало в выборах 2012 года, не набрав даже 3%. Настояв на своем участии в дебатах, они так и не смогли произнести ничего достойного внимания.
Имена их мало знакомы даже французам, программы едва ли можно принять всерьез — вроде предложений представителя «Рабочей борьбы» Натали Арто, которая хочет запретить любые зарплаты выше €1,8 тыс. в месяц, экспроприировать банки и навсегда отменить границы, левака Филиппа Путу, который предлагает законодательно запретить увольнения, отменить выпускные школьные экзамены и заодно увеличить все зарплаты на €300, или Жака Шеминада, участвующего в президентских выборах с 1995 года. В прошлую избирательную кампанию он выступал за скорейшую организацию экспедиции на Марс, на сей же раз был скромнее в предложениях: среди них — обязательное преподавание музыки в школах и борьба с насилием в кино и в компьютерных играх.
Жан Лассаль, выступающий за восстановление обязательной военной службы, говорит: «Не побоюсь Трампа с Путиным, потому что имел дело и с медведями, и с волками».
Несмотря на то что после каждого вопроса кандидаты имели всего полторы минуты на ответ, дебаты затянулись на лишние полчаса против обещанных трех с половиной. Когда у тебя менее 20 минут на выступление и большая его часть уходит на споры с соседями, даже у «больших» кандидатов нет времени, чтобы углубляться в программы.
Давка на площадке привела к тому, что зрители могли оценить только личные качества претендентов: насколько уверенно они говорят, хорошо ли держат удар и не теряются ли при импровизациях. Как ни странно, это соответствует логике президентских выборов, где голосуют больше за человека, чем за программу или партию. Любые затронутые проблемы были поводом для сведения счетов.
Кандидаты «вне системы» атаковали «больших», Филипп Путу обвинил Франсуа Фийона и Марин Ле Пен в присвоении государственных денег. Франсуа Фийон произнес целую речь о честности в политике, но не стал отвечать на вопросы, как это соотносится с его собственным поведением. «Я отказываюсь говорить на эти темы»,— сказал он. Глава «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон попросил Марин Ле Пен «оставить нас в покое с религией», напомнив, что 60% французов не верят в Бога, а социалист Бенуа Амон в ответ на ее заявление о том, что «Франция стала университетом джихадизма», заявил, что радикальные исламисты — лучшие союзники «Национального фронта», позволяя «набирать очки».
Согласно опросу OpinionWay для сайта журнала Le Point, самым убедительным телезрители сочли Жан-Люка Меланшона, который получил 20% голосов. На втором месте Эмманюэль Макрон с 19% и Франсуа Фийон с 17%. И вот первая неожиданность: фаворитка Марин Ле Пен получила только 10%, а социалист Бенуа Амон спустился к 8%. В нынешней ситуации глава Национального фронта не вышла бы во второй тур. Обозреватели заговорили о том, что если социалист Амон сойдет с гонки в пользу главы «Левого фронта» и его избиратели пополнят ряды сторонников Жан-Люка Меланшона, тот почти наверняка окажется во втором туре. Вопрос лишь в том, кого он в этом случае заменит — Эмманюэля Макрона или Марин Ле Пен.