«У российской власти возникла большая проблема во внешней политике»
Запад и Турция вновь против Асада. Дональд Трамп заявил, что после химической атаки в Сирии он изменил свое отношение к официальному Дамаску в худшую сторону. В свою очередь Москва намерена и впредь сотрудничать с правительством Башара Асада. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что химическая атака в Сирии рушит надежду на коалицию России и Запада.
Госдепартамент США выступил с официальным заявлением: Вашингтон не намерен сотрудничать с Башаром Асадом в борьбе с терроризмом в Сирии. А до этого Дональд Трамп назвал действия сирийского президента чудовищными. Правда, глава Белого Дома не упустил возможности обвинить и своего предшественника Барака Обаму в том, что не довел до конца процесс изъятия у Дамаска химического оружия.
Кроме Америки, Асада осудили Турция, Великобритания и другие западные страны. По данным так называемой прозападной сирийской оппозиции, в результате применения химического оружия в городе Хан-Шейхун сирийской провинции Идлиб погибли, по меньшей мере, 80 человек и 200 получили ранения. Оппозиция обвиняет правительственные войска Сирии.
Дамаск и Москва опровергают эту информацию, возлагая ответственность на боевиков и их покровителей. Версия России — удар был нанесен по складу террористов, где находилось химическое оружие. Официальный представитель МИД Мария Захарова предположила, что видео с якобы задыхающимися от газа мирными жителями может быть постановкой.
Запад в это не верит и требует осудить режим Асада. Проект соответствующей резолюции внесен в Совбез ООН. Госдепартамент выразил сомнения, что Москва и Тегеран способны контролировать своего союзника.
Для России ситуация осложняется еще и тем, что именно Кремль был активным участником программы по ликвидации сирийского химического оружия в 2013 году.
И самое главное — буквально за сутки до этих событий Вашингтон заявил, что более не считает Башара Асада врагом и не намерен бороться за его отставку. Это можно было бы считать большой победой Москвы. Но в один день все это оказалось перечеркнутым.
Надежда на большую коалицию в Сирии тает на глазах. Все возвращается во времена Обамы: Асад — вновь кровавый тиран, и говорить с ним, кроме Москвы и Тегерана, никто не собирается. Трамп даже если бы и хотел, то уже ничего не может сделать. Его и так критикуют со всех сторон. С таким аргументом он не может не считаться.
Можно рассуждать о том, что химическая атака произошла как нельзя вовремя, что уж очень она выгодна противникам Асада. Но как бы то ни было, она дала результат. У российской власти возникла большая проблема во внешней политике. Вновь дилемма — сдавать Асада или не сдавать: вряд ли он уйдет сам, а даже если уйдет, то это ничего не изменит. Запад, Турция и другие не намерены терпеть российского лидерства на Ближнем Востоке. И, что характерно, Трамп здесь не поможет.