"Мы вынуждены подписывать договоры, которые в большей степени защищают интересы сетей"
Вице-президент "Мортадель" Эльвира Агурбаш о конфликте с ГК "Дикси"
Четвертый по обороту продуктовый ритейлер "Дикси" неделю назад объявил о прекращении контракта с подмосковным производителем колбас "Мортадель". Свое решение сеть объяснила претензиями к качеству и наличием в составе продукции не указанных на упаковке ингредиентов. До разрыва контракта "Мортадель" требовала от "Дикси" вернуть более 100 млн руб., выплаченных якобы за "лжемаркетинг", и просила снизить торговую наценку на продукцию. В интервью "Ъ" вице-президент "Мортадель" Эльвира Агурбаш рассказала предысторию конфликта и объяснила, как могли попасти в колбасу посторонние вещества.
— Вы получили официальное уведомление от "Дикси" о расторжении контракта?
— До сих пор нет. О его отправке мы узнали из СМИ.
— После 31 марта вы пытались как-то вступить в диалог с менеджментом "Дикси"?
— Мы вели постоянную переписку в течение последних двух лет, и все вопросы пытались решить в рабочем режиме, но "Дикси" не действовала в рамках закона и партнерских отношений. После получения уведомления о расторжении договора о поставке мы будем обращаться в ФАС (Федеральную антимонопольную службу.— "Ъ") и в суд, так как считаем, что расторжение заявлено по дискриминационным основаниям.
— "Дикси" объясняла решение наличием в вашей продукции ингредиентов, не указанных на упаковке...
— Нужно учесть, что производство колбасных изделий функционирует на техническом уровне взвешивания ингредиентов. В куттере (машина для тонкого или структурного измельчения мяса и приготовления фарша.— "Ъ") ингредиенты от одного продукта могут попасть в другой замес в объеме, неуловимом и не значимом для качества и вкуса,— максимум сотни граммов на 500 кг. Лабораторные методы контроля пищевых продуктов, в том числе колбасных, имеют очень высокую чувствительность, выше технологической культуры и возможности производства. В августе и декабре 2016 года мы заказывали в лабораториях, аккредитованных государством, исследование продукции других поставщиков с полок "Дикси", которые выявляли точно такие же проблемы. Но с ними, как видим, "Дикси" работать продолжает.
— О каких компаниях идет речь?
— Называть имена будет некорректно, но протоколы испытаний у нас есть, и мы намерены использовать их в ходе разбирательств с "Дикси". Однако я готова сейчас озвучить, что в нескольких видах колбасных изделий СТМ "Дикси" была обнаружена кишечная палочка, что подтверждают результаты экспертиз, о чем мы письменно уведомили "Дикси". Но на наши запросы, какие мероприятия они провели и отозвали ли с полок небезопасную для жизни покупателей продукцию, нам не ответили.
— Я правильно пониманию, что прежде вы не пытались обжаловать возврат продукции от "Дикси"?
— Все возвраты от "Дикси" шли без ссылок на какие либо нормативные документы — все было оформлено в произвольной форме. Например, продукция с одной датой выпуска уходила на три распредцентра "Дикси", и на двух из них принимали товар полностью без претензий, а на третьем — отказывали. Мы направляли в адрес "Дикси" претензии о необоснованных возвратах, которые они игнорировали. В октябре 2016 года нам прислали протоколы, где было указано наличие следов растительного белка, крахмала и глютена, которые безопасны для жизни человека, присутствуют во многих других продуктах. Тот же глютен есть почти в 80% всех хлебобулочных изделий. После этого мы сменили поставщика многофункциональной смеси для колбас, заново провели контрольный анализ и возобновили поставки. Никаких претензий к качеству и составу с тех пор и до сегодняшнего дня от них не поступало, как и от других торговых сетей. Учитывая, что с другими поставщиками при наличии у них таких же и более существенных проблем "Дикси" не прекращает сотрудничество, мы видим, что идет прямая дискриминация "Мортадель" как принципиального поставщика.
— Вы уже начали искать другие каналы сбыта на тот случай, если урегулировать спор с "Дикси" не получится?
— В этом месяце мы подписали договор с X5 Retail Group на поставку более чем в тысячу магазинов "Пятерочка" и "Перекресток". В "Дикси" мы поставляли примерно 40% всей продукции, около 25% из этого объема теперь займет X5. Кроме того, мы продолжим работать с другими нашими партнерами — Globus, "Лентой" и др.
— Условия сотрудничества с X5, касающиеся ценообразования, вас устраивают?
— Новые условия договора в настоящий момент устраивают.
— В письме гендиректору "Дикси" Сергею Белякову вы писали, что в том числе из-за выплат разных бонусов компании пришлось сокращать сотрудников, поголовье свиней, посевные площади. Чем потеря "Дикси" может сейчас грозить компании?
— Только в прошлом году из-за необоснованно завышенных выплат сетям мы были вынуждены сократить поголовье на 23%. Средняя заработная плата на предприятии упала на 39%, отчисления в бюджет сократились в четыре раза, и мы расстались с 600 сотрудниками. Вероятно, теперь будем вынуждены расстаться еще с определенным количеством рабочих мест.
— Есть ли у вас право требовать от "Дикси" компенсацию за одностороннее расторжение?
— Нет. Мы вынуждены подписывать договоры, которые в большей степени защищают интересы сетей. В противном случае мы будем выброшены с торговых полок. Магазины из несетевой розницы, занимавшие у нас серьезную долю в сбыте продукции, сегодня практически выдавлены с рынка.