Балтийский микс
В Эстонии прошел фестиваль Tallinn Music Week
Tallinn Music Week (TMW) — музыкальный форум, который впервые состоялся в 2009 году и изначально преследовал цель «раскрутить» местную музыку на европейском уровне, показать ее крупным издателям и промоутерам. Сейчас фестиваль — это масштабное мероприятие, где отраслевая специфика грамотно совпадает с культурой в целом, и с которым считаются уже не только на севере Европы, но и в США, и в России. Рассказывает Макс Хаген.
Статистика фестиваля Tallinn Music Week выглядит как планомерное установление рекордов. В нынешнем году на разнообразных концертных площадках в Таллине выступили 250 артистов, география гостей — от Финляндии до Японии. По предварительным подсчетам концерты посетили 36 тыс. человек, что для Таллина с его населением 442 тыс. очень солидно. К этому нужно добавить 130 журналистов со всего мира и 1193 делегата от разнообразных компаний, агентств и рекорд-лейблов, большая часть которых в Эстонию приехали из-за рубежа. Фактически, Таллин раз в год подтверждает свой статус центра музыкальной индустрии стран Балтии.
Артисты стараются показать себя, промоутеры и агенты присматривают таланты и прикидывают планы. Так, резвые итальянцы Joycut, некогда выступавшие на TMW, позже грохнули своим электророком на петербургском фестивале Stereoleto. В свою очередь, ростовчане Motorama прорубили свое окно в Европу именно на TMW, наладив здесь контакт с французским лейблом, а питерские фолк-экспериментаторы Oligarkh, удачно сыгравшие здесь в прошлом году, сейчас активно работают за рубежом. Если выражаться образно, TMW дает не рыбу, но удочку — дальше остается рассчитывать на собственную жирную наживку и умение свою удочку забрасывать, в том числе при помощи агента-активиста.
В этом году в Таллин из России приехали 17 групп, это третье место по музыкальному представительству после хозяев-эстонцев и финнов. Когда попадаешь в трещащие от наплыва публики клубы Kelm или Kuku Klubi на концерты москвичей Glintshake и петербуржцев Shortparis, верится, что, кроме противоречивых игр в «Евровидение», Россия может представлять миру нечто более ершистое и живое. Glintshake сразу привлекли к себе внимание промоутеров. Нормальную дозу публики и аплодисментов получил и новомодный гаражный рок группы Lucidvox, и петербургское электронное диво Delicate Features. Последние, выпустив два альбома в Штатах, почти неизвестны дома, так что кому, как не им, приходится рассчитывать на подобные фестивали-шоукейсы.
Наряду с бизнес-процессом TMW — это большой городской фестиваль для обычной публики, то, чего пока не удается добиться российским музыкальным конференциям вроде Colisium. Во многом TMW отличается от аналогичных мероприятий тем, что его организаторам удалось прыгнуть выше изначальной темы эстонского музыкального экспорта. В его программе выставки в арт-галереях, кулинарные шоу, дизайн, кинопоказы и семинары, посвященные культуре, социальным вопросам и развитию современного общества. В итоге TMW считается одним из главных весенних событий в Европе, регулярно собирая хорошую прессу от Англии до Штатов.
Для публики и делегатов TMW это бесконечное развлечение на грани тяжкого труда и набор неожиданных совпадений и парадоксов. Едва войдя в гостиницу, корреспондент “Ъ” нарвался на басиста Einstuerzende Neubauten Александра Хаке с супругой Даниэль де Пиччиотто — вечером сыграли в культурном центре Kultuurikatel сет медитативной музыки, в которой колесная лира гудела под стать электронным эффектам и горловому пению. Тут же в лифте автора этих строк ждала встреча с немецким специалистом по препарированному фортепиано, который выступил с программой только что вышедшего альбома «What If».
В официозном Русском культурном центре публику встречало огромное полотно Айвазовского с дымом и пламенем Синопского сражения, а в зале можно было услышать главную на сегодняшний день эстонскую фолк-группу Trad.Attack!. Вслед за ней замечательный украинский проект ONUKA смешивал ледяное электро с народными инструментами. Выступление ONUKA собрало аншлаг и вызвало среди российских делегатов кислые шутки о том, что хорошую украинскую музыку теперь приходится смотреть в Эстонии. Из-за политических разборок группа, за которой наши клубные промоутеры гоняются уже который год, отказывается приезжать в Россию. В оазисе прошлого — золоченом Русском театре с улыбчивыми бабушками в гардеробе и англонеговорящими распорядительницами — грузинские красавицы из группы Four Lines с заводной пышкой-пианисткой срывали овации гибким миксом классики и джаза с флейтой, скрипкой и электроникой в планшете.
Хозяева фестиваля, как и раньше, умеют удивить сочетанием простого и сложного, старинного и самого передового. Кажется, это и оказывается одной из самых интересных характеристик фестиваля и всего, что на нем случается. Так, певица и скрипачка Маарья Нуут с электронщиком Хендриком Кальюярвом берут за основу народные песни и мотивы, наслаивая на ходу струнные и вокальные партии. Поцокивание языком превращается в ритм, за пару минут наигрыш из эстонских деревень превращается в атмосферную шевелящуюся композицию, где уже начинает просвечивать чуть не Aphex Twin. И играет эта музыка в здании XVII века.
Один из специалитетов TMW — концерты и вечеринки в неожиданных местах. В прошлом году был рейв в морском музее, в этом — рейв на железной дороге. В одном из строений таллинского Балтийского вокзала был проведен 36-часовой марафон танцевальной электроники. Интереснее здесь оказывалась даже не круглосуточная тусовка, выглядевшая почти как готовый клуб, но «дорога к рэйву». Едва покинув исторические стены Старого города, можно было нырнуть в бесконечный подземный переход с аудиовизуальной инсталляцией, где мерцание световых пилонов было завязано на смурной индустриальный эмбиент. От истории до современности здесь было всего полсотни метров, и Tallinn Music Week преодолевал их играючи.