Тамань включает частников
Государство не планирует платить за строительство припортовых электросетей
Минтранс не хочет тратить госсредства на электросети для железнодорожной инфраструктуры в рамках создания сухогрузного района морского порта Тамань. Это позволит снизить общие затраты по проекту на 5 млрд — до 49 млрд руб. Чиновники считают, что необходимые вложения обеспечат частные инвесторы, но эксперты ожидают новых изменений в схеме.
Электросети для сухогрузного района порта Тамань построят за счет частных инвестиций. Раньше они были включены в проект строительства железнодорожной инфраструктуры для порта, но вчера Минтранс сообщил, что стоимость дороги уменьшилась, это подтвердила и Главгосэкспертиза. Министерство оценило железную дорогу к порту с ответвлением к Крымскому мосту в 49,1 млрд руб., отметив, что при «уточнении проектных решений» затраты снижены почти на 5 млрд руб. Как пояснили “Ъ” в Минтрансе, оптимизация достигнута в основном за счет стоимости техприсоединения (ТП) к сетям «Кубаньэнерго»: ранее была зарезервирована избыточная сетевая мощность — как для дороги, так и для сухогрузного района порта. При корректировке ТП под новый порт исключено, его энергоснабжение на втором этапе реализации проекта пойдет за счет частных инвестиций.
Проект сухогрузного района в Тамани утвержден правительством в декабре 2001 года и реализуется по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)» (будет корректироваться). Объем финансирования нового порта — около 224,7 млрд руб., из них стоимость объектов федеральной собственности — около 112,2 млрд руб., в том числе 64,9 млрд руб. из бюджета. Сам район планируется строить за счет частных инвестиций. В 2014 году в проект развития железнодорожной инфраструктуры включили ответвление к мосту в Крым. Из бюджета планировалось оплачивать строительство и реконструкцию ряда участков железной дороги, восточный вход моста, инженерную и энергоинфраструктуру. В марте замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что видит перспективы создания сухогрузного района в 2020—2025 годах — «на этом горизонте» есть подтвержденная грузоотправителями потребность в новых портовых мощностях около 50—60 млн тонн в год.
В Новороссийском морском торговом порту (НМТП, подконтролен «Транснефти» и группе «Сумма»), который должен стать ключевым инвестором района, комментариев не дали. Источник “Ъ”, знакомый с проектом, подтвердил, что электросети будет строить «Кубаньэнерго» (входит в «Россети») за счет инвестора. Другой собеседник “Ъ” говорит, что исходно в проекте железнодорожной инфраструктуры для Тамани на переустройство ЛЭП и техприсоединение к сетям «Кубаньэнерго» было заложено 10 млрд руб. Но, как сообщал “Ъ” 20 марта, Минтранс счел сумму слишком большой и предложил изменить схему. Это вызвало споры с Минэнерго, считавшим, что предложение Минтранса снизит инвестиции лишь на первом этапе проекта, но в целом он станет дороже. Без пересмотра схемы общая стоимость стройки тогда оценивалась в 7,1 млрд руб.
Надежда Малышева из PortNews не исключает, что к началу реализации проекта в Тамани предложенная инвесторам в соглашении о намерениях финансовая модель может быть пересмотрена. По ее мнению, могут поменяться предложения для частного софинансирования и объектов портовой инфраструктуры, но пока нельзя утверждать, что именно энергоснабжением будут заниматься частные инвесторы. Эксперт не исключила, что энергоснабжением могла бы заниматься управляющая компания или специальное юрлицо.