Москва еще пожалеет о Бараке Обаме
Максим Юсин о последствиях ракетного удара по Сирии для российско-американских отношений
Внешняя политика Дональда Трампа фактически началась с сегодняшнего дня — с ракетного удара по Сирии. Все, что было до этого, не в счет. До этого были слова, заявления — часто путаные, противоречивые. Начались дела.
И мир должен привыкать, что до тех пор, пока этот человек остается в Белом доме, вот такой американская политика и будет — взбалмошной, экспрессивной, поворачивающейся на 180 градусов за несколько часов.
Еще на этой неделе представители администрации США говорили, что у них нет цели сместить Башара Асада, а в ходе избирательной кампании Дональд Трамп вообще хвалил его. И вот теперь из одной крайности бросился в другую. Башар Асад, по его словам, «перешел красную линию» — и точка. И дальше — война. И наплевать на последствия, на то, как уничтожение сирийских самолетов и авиабазы скажется на борьбе с радикальными исламистами на Ближнем Востоке. А ведь именно эту борьбу, искоренение «Исламского государства», Дональд Трамп еще совсем недавно называл своим главным приоритетом. Но мировой жандарм, если он подвержен капризам, может позволить себе менять приоритеты очень быстро. Под влиянием эмоций.
Кадры жертв химической атаки в сирийской провинции Идлиб произвели на Дональда Трампа такое впечатление, что Башар Асад в его глазах из потенциального союзника в борьбе с терроризмом сразу стал исчадием ада. Значит, и с другими лидерами, в других региональных конфликтах может быть нечто аналогичное. Теперь всем стало понятно, как воздействовать на психику президента США. Хотите спровоцировать удар по Северной Корее? Донесите до него, желательно максимально наглядно, кадры зверств режима Ким Чон Ына. Хотите добиться изменения позиции по Украине, например, согласия на поставки Киеву летального оружия, дождитесь какого-нибудь страшного события, которые периодически случаются на войне (и уже случались в Донбассе),— уничтожения автобуса, обстрела школы, детского сада. Если такого события не происходит, его можно спровоцировать.
С этим президентом США мир должен быть максимально бдителен. Потому что при нем, именно при нем, риск большой войны, в том числе ядерной, несравненно увеличился по сравнению с так нелюбимым в Москве Бараком Обамой. Да и Хиллари Клинтон, поражение которой депутаты российской Госдумы отмечали шампанским, едва ли дала бы приказ нанести ракетный удар столь стремительно, не дожидаясь расследования, не проведя консультации с тем же Владимиром Путиным. Так что, думаю, и о Бараке Обаме, и о Хиллари Клинтон, так и не ставшей президентом, в Кремле еще не раз пожалеют.
Но сейчас надо думать о будущем. О том, как миру пережить Дональда Трампа. Здесь многое будет зависеть от его подчиненных, от сотрудников Госдепа, Пентагона, спецслужб, насколько они сумеют минимизировать ущерб от пребывания в Овальном кабинете столь специфического человека.
Пока, насколько можно судить, ущерб минимизирован. Представители Пентагона заявили, что предупредили Москву о месте удара заблаговременно. И если на уничтоженной базе Шайрат были российские советники, их успели оттуда вывести. В Москве подтвердили: никто из россиян не пострадал. А значит, не возникнет искушения нанести ответный удар по американцам, которых в Сирии — сотни, если не тысячи. Значит, угроза военного столкновения ядерных сверхдержав на сей раз миновала.
Но сколько таких угроз еще возникнет за время пребывания Дональда Трампа на посту президента Соединенных Штатов.