«Готовность продолжать диалог с США есть»
Завотделом внешней политики «Ъ» — о заявлениях Сергея Лаврова
Москва надеется, что провокации США в Сирии не приведут к необратимым результатам. Так авиаудары американцев по базе в Идлибе прокомментировал глава российского МИДа Сергей Лавров, который находится сейчас в Ташкенте. Завотделом внешней политики газеты «Коммерсантъ» Елена Черненко рассказала подробности ведущему Петру Косенко.
— Что еще заявил Сергей Лавров по ситуации вокруг Сирии?
— Он заявил, что речь идет о нарушении суверенитета, об агрессии, напомнил о военной кампании США в Ираке, и о том, как в свое время Колин Пауэлл доказывал в Совбезе ООН, что власти Ирака допустили применение химического оружия, а позднее оказалось, что это было не так, и сейчас Сергей Лавров сравнивал эти две ситуации — вновь США действуют необдуманно, под предлогом вмешиваются в военную кампанию, бомбят. Впрочем, он дал понять, что Москва не будет сейчас идти на какие-то радикальные меры. В частности, он сказал, что некоторые критики Дональда Трампа уже радуются, что не будет теперь нормализации отношений с Москвой, однако Сергей Лавров надеется, что эти критики будут посрамлены, и еще будут налаживаться отношения. Тем не менее, он дал понять, что, конечно, сегодняшние события не могут не оказать влияние на диалог Москвы и Вашингтона.
— Многие обратили внимание, что официальная реакция российского МИДа готовилась несколько часов. С чем это может быть связано? Какова атмосфера, в которой сегодня выступал господин Лавров?
— Да действительно сначала ожидалось, что реакция будет рано утром, буквально через час или два после того, как произошли события в Сирии, однако потом МИД взял паузу. Последовало сначала заявление Кремля из уст Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента, потом было отдельно письменное заявление МИДа, которое появилось на сайте министерства, только после этого выступил уже Сергей Лавров. Но позднее выступление министра связано с тем, что он находится сейчас в Ташкенте, здесь шли весь день мероприятия по линии СНГ. Надо сказать, что участники этих мероприятий всячески игнорировали, можно сказать, сирийскую повестку до самого последнего момента, уже до итоговой пресс-конференции, на которой Сергей Лавров все-таки высказался по сирийскому вопросу.
— Каким образом господин Лавров комментировал дальнейшие перспективы контактов с Вашингтоном после ситуации с авиаударом? Мы помним, что в Москву должен прибыть его американский коллега Рекс Тиллерсон.
— На пресс-конференции я спросила, какой будет реакция Москвы, но он лишь сказал, что надеется, что не дойдет до каких-то радикальных мер, дал понять, что не будет ухудшения отношений. Но про визит Рекса Тиллерсона в Москву ничего не сказал. По моей информации, пока все в плане, не было каких-то изменений. Впрочем, это может произойти в любой момент, сейчас все меняется быстро. Но мне лично показалась реакция Сергея Лаврова более мягкой, чем, наверное, можно было ожидать в такой ситуации. То есть, видимо, готовность продолжать диалог есть.