«Появилась возможность изменить парадигму развития табачной отрасли»
Вице-президент Philip Morris International в России Сергей Слипченко рассказывает о современных тенденциях развития табачного рынка
Каковы основные результаты деятельности компании по итогам года в целом по России и в Кубанском подразделении, в частности?
- В 2016 году бизнес компании в России демонстрировал стабильные результаты. Во второй половине года доля рынка компании росла, и к концу года, по данным Nielsen, достигла 27.2%. Компания продолжает вкладывать средства в развитие производства - совокупные инвестиции за историю нашего присутствия на российском рынке превышают 2 миллиарда долларов США. В 2015 году на Международном инвестиционном форуме в Сочи было подписано соглашение о намерениях инвестировать 30 миллионов долларов США в развитие инфраструктуры и модернизацию фабрики «Филип Моррис Кубань». Программа рассчитана на 2016-2017 годы, и большая часть этого соглашения уже выполнена.
В конце прошлого года президент компании «Филип Моррис Интернэшнл» Андре Калантзопулос сообщил, что компания может полностью прекратить производство обычных сигает и перейти к технологии нагревания табака, к таким инновационным продуктам как IQOS. По сравнению с другими странами, как идёт его продвижение для нашей аудитории, какие есть сложности, и как компания их решает?
- В конце прошлого года глава нашей компании Андре Калантзопулос сделал публичное заявление о нашей новой миссии - создавать будущее без сигаретного дыма. Дальнейшее развитие бизнеса компании в России и по всему миру будут определять инновационные продукты с потенциально пониженным риском (ППР), то есть те продукты, при использовании которых отсутствует процесс горения табака, и вследствие этого выделяется существенно меньше вредных веществ по сравнению с курением сигарет.
На сегодняшний день компанией разработано несколько видов продуктов, один из них – электрическая система нагревания табака IQOS - уже запущен в продажу в 20 странах мира. Первой страной, где мы в конце 2014 года запустили свой инновационный продукт, была Япония. На данный момент там очень хорошие результаты: 80% совершеннолетних курильщиков, купивших IQOS, полностью или преимущественно на него переключились, а доля рынка табачных стиков на конец прошлого года составляет 7%. В конце 2015 г. IQOS появился в продаже в России, на данный момент он представлен в специализированных магазинах в 7 городах, включая Краснодар и Ростов-на-Дону. Первые результаты выглядят обнадеживающе – 71% российских курильщиков, которые приобрели IQOS, переключились на него полностью или преимущественно.
В основе IQOS лежит технология нагревания табака без горения, в результате чего образуется «табачный пар». Результаты исследований компании показывают, что уровни вредных и потенциально вредных веществ в аэрозоле IQOS снижены на 90-95% по сравнению с дымом сигареты. Клинические исследования, которые проводились в Японии, США, Польше и Великобритании продемонстрировали, что воздействие вредных веществ на тех потребителей, кто переключился с обычных сигарет на IQOS, снизилось и было близким к показателям тех курильщиков, которые в рамках исследования отказались от курения совсем. Результаты исследований позволяют нам утверждать, что IQOS имеет потенциал к снижению риска для здоровья по сравнению с продолжением курения.
Мы считаем, что регулирование инновационных никотинсодержащих продуктов, таких как система нагревания табака IQOS, должно основываться на научно подтвержденных фактах и создавать условия для переключения совершеннолетних курильщиков на данные альтернативные продукты, при этом исключая доступ к ним несовершеннолетних и некурящих. Это будет способствовать решению проблем общественного здравоохранения.
Согласно данным Минздрава, действие предыдущей Концепции по снижению потребления табака на период 2010 – 2015 годов снизило потребление табака среди взрослого населения России с 39% до 33%. Подтверждается ли это данными статистики продажи сигарет в России? Ощутила ли это компания на себе?
- Я не подвергаю сомнению статистику Минздрава, безусловно, потребление табачных изделий падает. По данным Nielsen, в 2016 году табачный рынок в России сократился на 4,6%, наши отгрузки по итогам года упали на 5,7%. Но нельзя забывать, что на ситуацию с падением потребления табака влияет целый ряд причин, в том числе, и рост контрабанды и контрафакта. Часть курильщиков переходит на потребление нелегальных табачных продуктов, которые поступают на российский рынок из сопредельных государств Евразийского экономического союза и, без сомнения, намного дешевле.
Какие регионы наиболее сильно подвержены контрафакту? Можно ли дать какой-то срез по регионам России? Насколько серьёзна это проблема в Краснодарском крае?
- Доля контрабандных и контрафактных сигарет традиционно выше в регионах, граничащих с другими странами – членами ЕврАзЭС, где ставки акциза на сигареты существенно ниже, чем в России. Как показали данные исследования Nielsen в 2016 году, больше трети пачек сигарет, не предназначенных для продажи в России, были маркированы белорусскими акцизными марками (38,4%). Двукратный рост нелегальной продукции также обусловлен распространением сигарет из Киргизии и Казахстана, увеличением доли контрафакта (подделок известных брендов) и появлением сигарет не установленного происхождения.
В регионах, граничащих с Республикой Беларусь, доля табачной продукции незаконного происхождения на конец июля 2016 года достигла 6,94% против в 3,06% годом ранее. На границе с Казахстаном произошел трехкратный рост – с 1,1% до 3,45% табачного рынка, согласно данным Nielsen.
В отдельных регионах распространение нелегальных сигарет многократно превышает средние российские показатели. Так, например, в Омске доля контрабандных и контрафактных сигарет превысила 10% (для сравнения в 2015 году она была всего лишь 1,9%), в Смоленске – 12,2% (2,8% в 2015 г.) и Великих Луках – 17% (9,2% в 2015 г.), в Рубцовске (Алтайский край) – 30% (6,3% в 2015 г.). В Краснодарском крае доля нелегальной торговли небольшая, порядка 0.5%.
Для того, чтобы остановить рост рынка нелегальной табачной продукции в России, необходимы комплексные меры. Это, прежде всего, предсказуемая взвешенная налоговая политика государства. Не менее важна также гармонизация акцизных ставок на сигареты в Евразийском экономическом союзе, учитывая, что ставки акциза в РФ уже существенно превышают ставки в других государствах союза. Своевременная реализация подобных мер позволит сдерживать рост контрабанды и контрафакта, тем самым обеспечивая устойчивые налоговые поступления в государственный бюджет.
Одним из аргументов, обосновывающих повышение акцизов на табачную продукцию, является то, что государство несет прямые расходы, связанные с негативным воздействием табака – на лечение заболеваний, которые связывают с последствиями употребления табака. В России с 1 января 2017 года акциз был повышен более чем на 50%, а расходы на здравоохранение из федерального бюджета, в который полностью поступают акцизы на табачную продукцию, сократились с 465,6 миллиардов рублей в 2016 году до 378 миллиардов рублей в 2017 году. К 2019 году федеральные расходы на здравоохранение сократятся до 363,3 миллиардов рублей, а доходы от акциза на табачную продукцию, согласно принятому бюджету, вырастут в пять раз, до 481 миллиардов рублей. Есть ли в мировой практике примеры, когда устанавливалась бы более жесткая целевая привязка по использованию получаемых от табачных компаний налоговых отчислений на нужды именно здравоохранения?
- Что касается целевого использования налоговых поступлений в нашей стране, то Статьей 35 Бюджетного кодекса РФ введен принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.
Табачная отрасль во всем мире является одним из основных источников доходов в государственный бюджет. По предварительным данным, совокупные налоговые отчисления отрасли в бюджетную систему Российской Федерации в 2016 году превысили 600 миллиардов рублей, из которых 483 миллиарда – акцизы, зачисляемые в федеральный бюджет. В последние годы темпы роста акцизов на табачную продукцию в несколько раз опережают темпы роста инфляции, а повышение с 1 января 2017 года стало одним из самых высоких за последний период. Для нас важно, чтобы фискальная политика государства была прогнозируема для нас как для крупной отрасли и инвестора. Предсказуемость повышения акцизов и некий горизонт планирования на 5 -7 лет позволили бы нам эффективно выстраивать свою стратегию развития в стране, а государству максимально реализовывать потенциал отрасли с точки зрения пополнения бюджета.
Согласно исследованиям «Коммерсанта», ЗАО «Филип Моррис Ижора» является крупнейшим налогоплательщиком в бюджет Ленинградской области. Каковы показатели кубанской фабрики по итогам 2016 года?
- Наша компания в России является одним из крупнейших налогоплательщиков. Сумма уплаченных налогов аффилированными компаниями “Филип Моррис Интернэшнл” в России в бюджеты всех уровней в 2016 году составила порядка 168 миллиардов рублей. Из них более 39 миллиардов рублей приходится на “Филип Моррис Кубань”, одного из крупнейших налогоплательщиков в регионе.
В начале января, комментируя «Коммерсанту» планы Минздрава по дальнейшему ужесточению табачных мер, Вы говорили о том, что они носят избыточный характер и не имеют доказательной базы, которая подтверждала бы их эффективность. Что вы видите для себя как для компании основной задачей в сложившейся ситуации?
- Мы понимаем важность государственного регулирования производства и оборота табачной продукции. Действующий в России Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый в 2013 году, уже является одним из самых жестких в мире, и прежде чем предлагать новые меры запретительного характера, необходимо всесторонне оценить эффективность практического применения уже принятых ограничений.
На наш взгляд, дальнейшие шаги в области регулирования оборота табачной продукции должны приниматься с учетом широкой общественной дискуссии, учитывающей позицию более 35 миллионов потребителей, а также отраслевого и экспертного сообществ.
Будущее нашей компании – за инновационными продуктами с потенциально пониженным риском. Кардинальных изменений в области борьбы с табакокурением можно добиться, развивая именно эту новую категорию продуктов. Необходимо поощрять совершеннолетних курильщиков, которые сделали свой выбор и не собираются отказываться от потребления никотина, переходить на продукты с потенциалом к снижению вреда. Для этого необходимо, чтобы была возможность информировать курильщиков об этих продуктах, но также не менее важно, чтобы переключение на инновационные продукты было доступным для бюджета курильщиков.
А вообще насколько Вы видите перспективу, что государство оценит усилия компании в разработке инновационных продуктов и не пойдёт проторенными путями?
«Филип Моррис Интернэшнл» – первая табачная компания в мире, которая начала процесс трансформации своего бизнеса в сторону будущего, свободного от табачного дыма. Наша компания со всей ответственностью подходит к разработке и научному обоснованию потенциала к снижению вреда у наших инновационных продуктов. Инвестиции, вложенные в разработку и научную оценку продуктов с потенциально пониженным риском на данный момент составляют 3 млрд. долларов США. В научно-исследовательских центрах компании в Швейцарии и Сингапуре работают более 430 ученых, инженеров и других специалистов в области исследований и разработок, специализирующихся на широком круге дисциплин от материаловедения и бытовой электроники до клинической медицины и системной токсикологии.
За последнее десятилетие в развитии технологии и науки произошел огромный скачок, что позволило нам достичь определенного прогресса в разработке продуктов с потенциально пониженным риском. На данный момент в научных журналах опубликовано более 200 рецензируемых статей по исследованиям компании. Результаты наших исследований находятся в открытом доступе на сайте www.pmiscience.com. Также, компанией получено более 1900 патентов, относящихся к ППР, и еще более 4100 патентных заявок на новые разработки находятся на рассмотрении. В 2017 году наша компания заняла 63-е место в списке топ-100 компаний по поданным заявкам на патенты в Европейском Союзе, оказавшись единственной табачной компанией в этом списке.
Что же касается оценки наших усилий со стороны государства, могу с уверенность сказать, что мы являемся сторонниками открытого и конструктивного диалога с властью. Инвестиционный форум в Сочи и Петербургский международный экономический форум являются теми площадками, которые позволяют такой диалог формировать.
С точки зрения институциональной среды, в которой ведется бизнес, сейчас табачные компании находятся в довольно жестких условиях. Политика государства и общественное мнение так или иначе будут приводить к тому, что круг ваших потребителей будет сокращаться. То есть, в отличие от большинства других коммерческих открытых компаний, вы не можете рассчитывать на расширение своего рынка. В чём экономические перспективы?
- По статистике Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире около 1,1 млрд совершеннолетних курильщиков и через 15 лет, учитывая демографические изменения, их количество сохранится. Всегда будет оставаться та часть курильщиков, которые не захотят отказаться от потребления продуктов, содержащих никотин. Цель нашей компании – переключить всех совершеннолетних потребителей сигарет на продукцию, которая может принести меньше вреда здоровью по сравнению с сигаретами.
Сейчас для компании исключительно интересное время – мы стоим на пороге грандиозных перемен – впервые появилась возможность изменить парадигму развития табачной отрасли и двигаться к будущему без сигаретного дыма. Но чтобы добиться кардинальных изменений, необходима поддержка на законодательном уровне. Сбалансированное, основанное на научных данных регулирование поможет информировать и переключать совершеннолетних курильщиков на продукты с потенциально пониженным риском, что в итоге будет способствовать решению вопросов здравоохранения. В эпоху перемен всегда можно выбрать бездействие. Но вместо этого мы определили новый курс развития компании. Мы создаем будущее без сигаретного дыма.