Ноги от ушей
Ольга Волкова о многоножке кивсяке
Нет-нет, он не кусается. И он не ядовитый. И все же при первой с ним встрече, особенно если она внезапна и случится где-нибудь в африканских кустах, многим станет страшновато. Ведь между нами, девочками, говоря, кивсяк выглядит не совсем так мило, как котенок или хомячок. Но если перестать визжать, взять себя в руки и присмотреться, то окажется, что кивсяк прекрасен и безупречен. Причем весьма симпатичны все кивсяки — и полосатенькие, и красные, и синие, и другие, яркие и нарядные. Но по-настоящему великолепен и элегантен гигантский черный африканский кивсяк — просто потому, что он лаконичен и велик. Да что там велик, он — самый великий, то есть самый большой из ныне живущих кивсяков, настоящая гордость всего сообщества двупарноногих многоножек.
Африканский кивсяк, он же Archispirostreptus gigas, он же просто гигас, вполне в состоянии дорасти до 30 сантиметров в длину, так что ни у кого язык не повернется назвать его "козявкой". Он слегка похож на дождевого червяка — такой же кольчатый, только гораздо больше. И черный. И у него есть большая мудрая голова с шикарными усами.
И конечно, у него есть ножки... Много ножек. Он способен отрастить столько ножек, что их и посчитать невозможно — это просто постоянно шевелящаяся бахрома. В общем, их у гигаса может быть и четыреста, и больше. Но точное их количество вам не назовут даже специалисты, ведь у кивсяка то и дело появляются новые лапки. Потому что он непрерывно растет. А когда он растет, он линяет — и после каждой новой линьки обзаводится дополнительными сегментами тела. И каждый такой сегмент оборудован четырьмя новыми лапками. То есть только вы все ножки у своего кивсяка пересчитали — а он уже новыми хвастается. И что, опять их пересчитывать? Бессмысленное занятие. Вот никто лапки у кивсяков и не считает.
Впрочем, насчет ножек на всех-всех сегментах — это не совсем правда: если у кивсяка на седьмом от головы сегменте ножек нет, значит, поздравляем, у вас мальчик — и у него там вместо лапок находится нечто, необходимое для продолжения рода. Правда, на кивсяковый характер половая принадлежность никак не влияет. Мальчики драчливее, девочки нежнее — это не про них: преданно любить хозяина эта многоножка все равно не станет, неважно, есть у нее лапки на седьмом сегменте или их нет. Кстати, насчет "драчливее": кивсяки не дерутся ни с кем и никогда. Это очень мирные, солидные, уверенные в себе неспешные толстенькие создания. Почтенный кивсяк обычно лежит, слегка закопавшись в грунт, и что-то там ест. Или торжественно шествует в поисках, чего бы ему еще поесть. Или прячется и застенчиво линяет. Или просто отдыхает, закопавшись в подстилку.
Несмотря на свои многочисленные ноги, кивсяк не отличается стремительностью. Он не то чтобы совсем тормоз, просто ему нет необходимости изображать из себя резвого скакуна: гигасу убегать не от кого, у него врагов мало. Ну а если кто-то все-таки покусится на его личную неприкосновенность, кивсяк быстренько сожмется в тугую спираль, пряча таким образом мягкое брюшко и ножки, а спина у него покрыта вполне жестким панцирем. Но одного панциря для защиты было бы явно недостаточно, поэтому у кивсяка есть отличное химическое оружие: кто к нему прикоснется — получит заряд едкой, воняющей йодом жидкости и тут же потеряет аппетит. Для человека эта жидкость не опасна — правда, если она попадет в глаз или в рот, будет неприятно. Но она пачкается прямо как обычный йод. Словом, если вам непременно надо схватить кивсяка, сначала стоит надеть перчатки, ну а после общения с ним хорошо бы помыть руки. А еще лучше его не хватать, а брать со всей возможной деликатностью — тогда он не испугается и не станет вас пачкать. Если, конечно, он успел привыкнуть к тому, что вокруг него живут добрые гиганты, которые иногда к нему прикасаются. Между прочим, со временем кивсяк может настолько освоиться, что станет ползать по вашим рукам и плечам, а это смешно, потому что щекотно. Но если вдруг он испугается и запачкает вашу одежду, отчистить ее будет трудновато. Зато с руки (или где еще он пометил вашу кожу) йодные следы защитной деятельности кивсяка исчезают через несколько часов, максимум через сутки.
Вообще, не очень понятно, нравится ли кивсяку, когда его берут в руки. Ведь он не сказать, чтобы дико общительный. Но и не совсем уж интроверт — компания других кивсяков его ничуть не раздражает. Кивсяка можно заводить как одного, так и нескольких сразу, он в любом случае будет всем доволен. А если вы решитесь на группу разнополых многоножек, они примутся интенсивно размножаться, у кивсяков с этим делом особых проблем нет. И сражаться за внимание прекрасной дамы у них тоже не принято, они как-то так договариваются. Ну а что вы потом будете делать с ордой юных многоножек — это уже ваши проблемы. И не надейтесь, что эти проблемы за вас решат сами кивсяки: эти милые существа свою мелюзгу не обижают и каннибализм не практикуют.
Прокормить гигаса совсем не трудно — картошка, фрукты-овощи (особенно кивсяки ценят огурцы и груши, арбузы и яблоки, но и все остальное тоже сойдет), немного овсяной каши, чуть кошачьего корма... Ну а если еда будет капельку несвежей, то это для кивсяка и вовсе наслаждение. Правда, от подпорченных фруктов и овощей может попахивать, и они иногда порождают мелких мушек, которые мешают не столько самому гигасу, сколько его хозяевам. А еще хозяевам кивсяка могут помешать живущие на этой многоножке паразиты — крошечные клещи. Ни на человека, ни на прочих домашних питомцев эти клещи не покусятся, им нужны исключительно кивсяки. И, возможно, кивсякам самим нужны эти клещи: есть мнение, что это не паразиты, а симбионты, вроде бы необходимые для счастья многоножки. Но это не факт, а предположение. Многие хозяева от клещей решительно избавляются: например, купают своего любимца в теплой ванночке, аккуратно снимая клещей мягкой кистью, меняют подстилку — и все, кивсяк чист. И живет дальше, причем на отсутствие родных клещиков вроде бы совершенно не жалуется.
Посчитать ножки кивсяка невозможно, потому что он все время отращивает новые
Кивсяк вообще мало на что жалуется. Единственное, что ему явно не нравится, это суета и яркий свет. Поэтому его террариум не нуждается в освещении и в украшении всякими цветочками и травками, ведь зелени-то свет как раз нужен. А сам кивсяк к цветам равнодушен, ему куда приятнее иметь в интерьере трухлявую деревяшку, которую он потихоньку будет объедать.
Домик кивсяка — террариум или другой хорошо закрывающийся контейнер — не обязательно должен быть высоким, эти многоножки альпинизмом не интересуются. Зато он должен быть широким, чтобы гигасу было куда пройтись, и застланным подстилкой — грунтом или кокосовым субстратом, перемешанным с землей и листьями. И непременно с растертой в пыль яичной скорлупой или мелом — для кальция, без которого бедный кивсяк может однажды буквально развалиться на куски. А подмешивать кальций в грунт можно, ведь кивсяк на своей подстилке не просто живет, он ею еще и закусывает.
А еще в террариуме должно быть тепло, днем — градусов под 30, ночью можно чуть прохладнее — и очень сыро (не меньше 80-90 процентов влажности). Вот и все, что кивсяку нужно,— и если его все устраивает, то он способен прожить весьма долгую жизнь: бывает, эти гигантские многоножки доживают до десяти лет. Так и живут — тихо, скрытно, ничего не требуя, ни на что не претендуя, ни с кем не ссорясь...
Конечно, прелесть обладания кивсяком доступна не каждому и на вопрос: "А зачем он кому-то нужен?" — ответить трудно. Да низачем, просто так, нравится. Кому-то нравятся щеночки, а кому-то — гигантские пауки, улитки ахатины, палочники... А кто-то предпочитает тихих, кротких многоножек. И если вы из таких — ступайте на сайт www.ahatinka.ru, где примерно тысячи за полторы можно купить прекрасного, огромного, ногастого и черного кивсяка.