Социальное давление
Как интернет влияет на решения политиков
Дональд Трамп неоднократно писал в своем Twitter о недопустимости ударов по Сирии. Этому посвящены почти 20 постов в микроблоге президента США. Как наличие аккаутов в соцсетях влияет на решения и меняет картину мира политиков, выяснял Алексей Соколов.
«Еще раз нашему глупому лидеру: «Не атакуй Сирию. Ты делаешь много плохих вещей, и США не получат ничего от этой бойни», — с такими словами Дональд Трамп в 2013 году обратился к президенту Штатов Бараку Обаме. За несколько лет Трамп посвятил этой проблеме около 20 записей, и во всех он советовал не соваться в страну, сконцентрироваться на американских проблемах и «приберечь порох». После того, как 7 апреля, США нанесли ракетный удар по авиабазе сирийских правительственных сил в провинции Хомс, журналисты канала CNN сделали подборку высказываний главы Штатов.
При этом, как ни странно, Трамп все-таки последователен в своих действиях, считает генеральный директор агентства «Интернет-агитация» Андрей Цепелев: «Тогда Трамп считал, что не нужно воевать с Сирией, а теперь считает, что нужно. Все в лучших традициях «1984»: Океания всегда воевала с Остазией, так писали во всех газетах; это вам кажется, посмотрите сегодняшние газеты — Океания никогда не воевала с Остазией. Так что здесь ничего нового, политикам вообще свойственно менять свои взгляды. Интересный момент: Трамп в одном из своих твитов ругал Обаму, он писал, что он не влезал бы в Сирию, но если бы сделал это, то врасплох, а не выбалтывал бы о своих планах СМИ, как Обама. Трамп сейчас так и сделал, так что в определенном смысле он даже остается последовательным».
В 2014 году личные аккаунты в соцсетях имели 68% глав государств и правительств из 193 стран-членов ООН. Большинство — и это особенно характерно для России — используют страницы как своеобразный медиарупор, где они доносят свою официальную позицию.
Лучший результат дает более тесная работа с соцсетями, полагает политолог Дмитрий Тульчинский: «Трамп — один из первых политиков такого уровня, который стал напрямую общаться со своим электоратом. Все, что он пишет в Twitter, как минимум, очень важно для тех людей, которые его поддерживали. Безусловно, запись в Twitter — это практически моментальная реакция на любое заявление, буквально через секунды человек понимает, какой отзыв это реально получает. Все, что касается спецслужб и прочего, это информация с определенной задержкой».
Основной поток информации, который получают главы государств, идет от спецслужб, ведомств, департаментов. Это сухая выжимка фактов, иногда повернутая под неким выгодным углом.
Наиболее полную картину мира получает политик с самыми разными источниками информации, напомнил заведующий кафедрой политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Олег Шабров: «Выход на прямые источники информации, безусловно, очень важен. Просто у руководителей такого масштаба нет времени досконально знакомиться с тем, что пишут в соцсетях. Хотя, конечно, живой взгляд на то, что происходит в интернете, расширяет диапазон возможностей. Но в то же время не надо преувеличивать значение интернета как источника информации для руководителя такого ранга».
Обычно соцсети политиков в России ведут пиарщики и делают это осторожно и скучно, но есть и исключения из правил. Например, на общем фоне выделяется свободный стиль Twitter вице-премьера Дмитрия Рогозина.
Ричард Даннатт: "Бархатная перчатка должна иметь железный кулак внутри".
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) 8 апреля 2017 г.
А что должна иметь внутри ковбойская шляпа? Надеюсь, не булыжник https://t.co/LvQ7r5UtNW
В Чечне соцсеть Instagram и вовсе стала мощным инструментом власти. Фотографии дополняются огромными, не характерными для сервиса текстами, а активный подписчик главы республики Рамзана Кадырова через тот же Instagram был назначен министром.
Принято считать, что соцсети ввел в моду среди политиков президент США Барак Обама. Он один из первых завел Twitter. В Россию же соцсети в политической среде запустил Дмитрий Медведев. У президента Владимира Путина аккаунтов в соцсетях нет.