"Мы не можем оценить, сколько денег необходимо для лечения гепатита"
Главный инфекционист Минздрава о том, почему в России многие не знают о своем диагнозе
Реальное число носителей гепатита С в России примерно втрое выше зарегистрированного, рассказала главный внештатный инфекционист Минздрава России Ирина Шестакова в интервью корреспонденту "Ъ" Валерии Мишиной. Эксперт отметила, что для оценки объема средств, необходимых для борьбы с распространением гепатита, требуется единый унифицированный регистр всех пациентов и введение обязательного тестирования в рамках диспансеризации.
По данным ВОЗ, гепатит — воспаление печени, вызываемое в основном вирусной инфекцией. Существует пять основных вирусов гепатита (типы A, B, C, D и E). Гепатиты В и С приводят к развитию хронической болезни у сотен миллионов людей и являются самой распространенной причиной цирроза и рака печени. В феврале 2016 года были выпущены новые рекомендации ВОЗ по лечению пациентов с хронической инфекцией гепатита С: предпочтительными называются безинтерфероновые схемы, обеспечивающие в большинстве случаев стопроцентное излечение.
— Сколько человек в России больны гепатитами В и С?
— Полной информации нет, это связано с отсутствием полноценного всероссийского регистра больных. По оценочным данным референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора, число граждан--носителей вируса гепатита В и С может достигать 7,6 млн человек, 5,8 млн из них — люди с гепатитом С. Но число тех (пациентов с гепатитом С.— "Ъ"), кто обращался к врачу за последние 18 лет, чуть менее 2 млн человек.
— Получается, что около 3 млн человек могут не знать о болезни?
— Да. Они или не подозревают о заболевании, или не внесены в отчетные формы статистического учета.
— Сколько сейчас людей на диспансерном учете?
— Очень мало. Если говорить о регистре референс-центра, то в конце 2016 года в него было внесено менее 800 тыс. пациентов. На диспансерном учете с достаточным для назначения лечения обследованием состоит 6-10% от учтенных в регистре. По данным на конец 2016 года, терапию из учтенных в регистре получили только 2,6% пациентов. Регистр заполняется лишь в половине субъектов РФ. Поэтому сейчас важно создать федеральный регистр, который будет обязателен для заполнения по унифицированной форме. Не имея полной информации о пациентах, мы не можем оценить, сколько денег необходимо для их лечения. Одна из причин в том, что на сегодняшний день обследование на гепатиты и ВИЧ не входит в обязательную диспансеризацию. Мы можем только предложить пациенту пройти исследования, он принимает решение самостоятельно. А при отсутствии специфических симптомов пациенту и даже врачу непросто заподозрить заболевание.
— Пациенты жалуются на традиционные для лечения в России интерфероновые схемы, обращая внимание на большое количество побочных эффектов.
— Вопрос о выборе препаратов решается в строгом соответствии с показаниями. Врач может назначить интерфероны не потому, что не хочет назначать безинтерфероновые схемы, а потому что некоторые категории пациентов (молодого возраста, без сопутствующей патологии) могут успешно лечиться интерферонами — эффективность лечения в этих случаях достигает 60-70%.
— При формировании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2017 год пациентские сообщества просили расширить схемы лечения, включив в него признанные во всем мире инновационные препараты (безинтерфероновые.— "Ъ"). Почему перечень остался прежним?
— Предложение о включении новых препаратов в перечень ЖНВЛП было поддержано Минздравом. Однако при финальном рассмотрении перечня они не были включены, хотя, я думаю, не все потеряно. Важно понимать, что отсутствие препарата в ЖНВЛП не накладывает ограничений на его применение в рамках сформированных клинико-статистических групп в рамках ОМС.
Есть некоторые регионы, которые не хотят погружать в ОМС терапию вирусных гепатитов препаратами, не включенными в ЖНВЛП. Но ФЗ "Об ОМС в РФ" и письмо Минздрава и Федерального фонда ОМС от 22 декабря 2016 года "О методических рекомендациях по способам оплаты медпомощи за счет средств ОМС" не накладывают ограничений на применение лекарственных препаратов в рамках клинико-статистических групп, если они не включены в ЖНВЛП. Единственное, чем можно объяснить такую политику субъектов,— это ограниченный бюджет. Но это идет в нарушение нормативных документов.
— Если врачи отказываются выписывать инновационные препараты, как пациентам бороться с ситуацией?
— Не надо забывать, что вирусный гепатит не приводит сразу к тяжелым последствиям — пациент может нормально жить 10-20 лет без значительных проявлений болезни. Конечно, мы не должны дожидаться цирроза, если есть возможность его предотвратить. С другой стороны, пациентам, которые могут спокойно подождать лечения, не стоит паниковать раньше времени.