История взлетов
Специальный проект «Ъ FM» и «Аэрофлот»
Как связаны между собой компания «Аэрофлот» и Владимир Маяковский? Что обеспечило перевозчику место в Книге рекордов Гиннесса? И что объединяет его с Lufthansa и British Airways? О том, как создавалась и развивалась крупнейшая авиакомпания России — в специальном проекте «Ъ FM» и ПАО «Аэрофлот».
История «Аэрофлота» началась в далеком 1923 году. Тогда авиакомпания была еще акционерным обществом «Добролет». Рекламными плакатами для перевозчика занимались не кто иной, как Александр Родченко и Владимир Маяковский. Уже в те времена было ясно, что компанию ждет большое будущее. Ожидания оправдались — спустя всего 15 лет с момента основания «Аэрофлот» стал крупнейшим мировым авиаперевозчиком. А в середине 80-х годов XX века «Аэрофлот» попал в Книгу рекордов Гиннесса — компания начала осуществлять пассажирские перевозки на все континенты, а пассажиропоток составил более 120 млн человек в год. Это достижение многие годы не удавалось превзойти ни одной авиакомпании мира.
В апреле прошлого года «Аэрофлот» стал первой российской авиакомпанией, получившей четыре звезды в рейтинге компаний Skytrax, который считается самым авторитетным в мире оценщиком качества услуг в сфере авиаперевозок. Таким образом, по количеству звезд «Аэрофлот» стал в один ряд с такими авиакомпаниями, как Air France, Lufthansa, British Airways и Emirates. Оценка Skytrax учитывает более 800 критериев качества сервиса. Особое внимание уделяется удобству кресел, качеству бортовой системы развлечений и обустройству эконом-класса обслуживания. Для авиапассажиров во всем мире такая оценка — это гарантия высокой надежности перевозчика.
Прошедший год стал для «Аэрофлота» годом цифровизации. Авиакомпания стала лидером по объему продаж в интернете среди российских перевозчиков и ритейлеров. Компания вышла на четвертое место в мире по уровню внедрения информационных технологий. «Аэрофлот» предлагает своим клиентам электронную систему бронирования и покупки билетов, позволяет заморозить стоимость выбранных билетов на 48 часов, а также зарегистрироваться на рейс без очереди через мобильное приложение или онлайн. Кроме того, с недавних пор главный российский авиаперевозчик адаптировал свой сайт для людей с ограниченными возможностями. При этом «Аэрофлот» не забывает об удобстве пассажиров и на борту самолета — входит в десятку перевозчиков с лучшим Wi-Fi на дальних рейсах, и разрешает пользоваться электроникой в авиарежиме на всех этапах полета.
В 2016 году «Аэрофлот» показал значительный рост рыночной капитализации. Акции компании поднялись в стоимости более чем на 170%. Это стало абсолютным рекордом в истории авиаперевозчика. Капитализация «Аэрофлота» составила 170 млрд руб., или чуть менее $3 млрд. По этому показателю компания обошла Air France и Turkish Airlines, сравнявшись с Air Canada. По итогам прошедшего года чистая прибыль группы «Аэрофлот» составила около 40 млрд руб., выручка увеличилась почти на 20%. Такой рост следствие резкого повышения эффективности деятельности, прежде всего, за счет цифровизации бизнеса, по уровню которой «Аэрофлот» занимает одно из ведущих мест в мировой авиации.
Сегодня «Аэрофлот» — это авиакомпания с самой широкой сетью маршрутов в стране. Перевозчик работает по 46 направлениям внутри России, осуществляет 14 маршрутов с страны СНГ и 71 в дальнее зарубежье. И это без учета его дочерних авиакомпаний —«Россия», «Аврора» и «Победа». Кроме того, «Аэрофлот» является одним из мировых лидеров по обеспечению безопасности полетов, и входит в число компаний с самым молодым авиапарком. Средний возраст самолетов «Аэрофлота» составляет чуть более четырех лет. За прошедший год услугами авиакомпании воспользовались более 29 млн человек. Ни один российский авиаперевозчик не смог превзойти этот результат. Причем в год рост пассажиропотока «Аэрофлота» стабильно увеличивается более чем на 10%. А в качестве группы с участием дочерних компаний «Аэрофлот» перевез 43,4 млн пассажиров.