Кинотеатрам не хватило "Времени первых"
Сети недовольны результатами фильма
Фильм "Время первых" студии Bazelevs Тимура Бекмамбетова, для которого кинотеатры по настоянию продюсеров и Минкульта освободили треть сеансов, собрал на старте проката почти вдвое меньше прогноза — около 150 млн руб. Киносети жалуются, что уикенд был для них худшим за несколько лет: у отечественного фильма не было конкуренции в прокате, а из-за запоздалой рекламной кампании заполняемость залов сильно просела. Теперь кинотеатры пытаются договориться о том, чтобы снизить долю сеансов "Времени первых" хотя бы на второй неделе проката.
Фильм "Время первых" по итогам первого уикенда собрал в России и СНГ 151,2 млн руб., сообщил "Бюллетень кинопрокатчика" со ссылкой на предварительные данные. Это гораздо меньше ожиданий: тот же "Бюллетень" прогнозировал картине 280 млн руб. Консенсусная оценка киносетей относительно общей кассы "Времени первых" была на уровне 350-370 млн руб., Тимур Бекмамбетов ставил цель собрать по итогам всего проката 1 млрд руб., говорит собеседник "Ъ", участвовавший в обсуждении проката фильма в Минкульте.
"Время первых" снял Bazelevs при поддержке государственного Фонда кино и Альфа-банка. Фильм получил в российском прокате небывалые преференции. Для его выхода предлагалось сдвинуть премьеру голливудского "Форсажа 8", но крупнейшие киносети взбунтовались из-за переноса потенциально одного из самых кассовых релизов года. В итоге они пришли к компромиссу, обязавшись расчистить под "Время первых" 35% сеансов сразу на две недели проката, а Минкульт взамен не стал сдвигать "Форсаж 8".
"Время первых" стартовало 6 апреля, и результат первого дня оказался в пять раз хуже минимальных прогнозов, говорил тогда "Ъ" гендиректор "Формулы кино" Юрий Кириллов: на сеансах в среднем было по семь человек, это был "худший премьерный четверг за полтора года". "Мы договорились на 35% сеансов, но фильм в полтора раза длиннее среднего — 2 часа 20 минут, и по факту эти сеансы превращаются в половину экранного времени, так что общая касса кинотеатров оказалась просто провальная",— констатирует господин Кириллов. По его словам, за уикенд "Формула кино" недобрала 45% от средней выручки. В киносети также предоставили данные по заполняемости залов в первый уикенд проката последних крупных российских релизов: на сеансах "Времени первых" в среднем было 18 человек, на "Притяжении" — 46, на "28 панфиловцах" — 39, на "Защитниках" — 30. Господин Кириллов и собеседник "Ъ" в другой крупной киносети утверждают, что в целом минувший уикенд оказался для них худшим за несколько лет. Сейчас "Формула кино" вместе с другими сетями пытается изменить договоренности по доле сеансов на второй неделе проката "Времени первых".
Киносети все же преувеличивают, считает глава отдела аналитики "Бюллетеня кинопрокатчика" Андрей Белый. По данным издания, для всего рынка это худший уикенд лишь с конца сентября 2016 года, когда выходил другой крупный российский релиз — "Дуэлянт" продюсера Александра Роднянского. В течение 2016 года несколько раз случались уикенды хуже, чем сейчас. Кроме того, касса выходных "Времени первых" показала "феноменально высокий прирост" к уровню четверга.
Собеседники "Ъ" в киносетях указывают на "провальную рекламную кампанию" фильма. "Как таковая реклама пошла на третий день проката, и в субботу все оживилось — после того как появилась реклама",— рассказывает господин Кириллов, отмечая, что сначала продюсеры обещали масштабную кампанию, которая должна была привести зрителей в кинотеатры.
Сборы первого уикенда недотягивают до ожиданий Bazelevs, признает директор по маркетингу кинокомпании Ольга Агеева, но учитывая День космонавтики, "второй уикенд может оказаться более важным". Зато более 90% положительных отзывов показывают, что картина будет работать долго, отмечает она. С утверждением о проваленной рекламной кампании госпожа Агеева не согласна: фильм вышел при информационной поддержке "Первого канала", где помимо гостевых эфиров и новостей объем рекламы не уступает "Елкам 5" и "Притяжению"; ролики показывались на других крупных каналах; с середины марта в крупных городах размещены билборды; работает реклама в интернете.
В агентстве Initiative на основе данных Mediascope для "Ъ" примерно оценили объем закупок телерекламы для "Времени первых". На 4 апреля фильм по закупленным пунктам рейтинга (единицы, по которым продается телереклама) уступал предыдущему релизу Bazelevs — "Елки 5". При этом он заметно обгонял картину "А зори здесь тихие", для старта которой в 2015 году перенесли на неделю премьеру голливудских "Мстителей".