Машины выехали на марте
Удачный месяц обеспечил квартальный рост продаж
Рост спроса на автомобили в марте на 9% смог компенсировать падение начала года. Но пока в отрасли опасаются делать оптимистичные прогнозы по году в целом. Многое будет зависеть от эффективности господдержки — в частности, от того, когда Белый дом поднимет потолок цен на машины, продаваемые по льготным кредитам.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в марте выросли на 9%, до 137,9 тыс. машин, что вывело в плюс и квартальные продажи — на 1%, до 322,5 тыс. машин (см. также "Онлайн"). Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что рынок не видел позитивного результата за квартал более четырех лет, но, чтобы назвать это "прочным трендом", нужно иметь больше месяцев с положительным результатом.
В рост вышла и большая часть лидеров рынка по итогам квартала. АвтоВАЗ нарастил продажи на 8%, до 61,4 тыс. машин, Hyundai — на 3%, до 30,3 тыс. автомобилей, Kia — на 13%, до 37,3 тыс. машин. Сохранить положительную динамику не удалось Nissan — падение продаж на 14%, до 17,6 тыс. машин, Toyota — на 11%, до 19,9 тыс. автомобилей, а также Ford — на 3%, до 9,4 тыс. машин. В Nissan объясняют, что из модельного ряда в РФ выпали Juke и Tiida, и отмечают двукратный прирост (на 103%, до 3,5 тыс. машин) по Datsun, связанный с отложенным спросом на модель ON-do с автоматической коробкой (продажи стартовали в январе). В Toyota сокращение продаж объясняют высокой базой прошлого года, когда вышли новые 200 Land Cruiser и RAV4. При этом в компании отметили, что Camry, RAV4, Prado, Hilux и 200 Land Cruiser — лидеры в своих сегментах по итогам квартала. В Ford Sollers отметили, что с начала года меняют стратегию в пользу SUV и Transit для роста эффективности продаж, и говорят, что "по этим позициям значительный рост". В "Автоспеццентре" (АСЦ) отмечают наибольший рост по Hyundai — за счет выхода новых Solaris и Creta. Падение Nissan в АСЦ также объясняют сокращением модельного ряда, добавляя, что сократились объемы предлагаемых к продаже Almera, а также подорожали новые Qashqai и X-Trail.
Источник "Ъ" среди дилеров отмечает: на потенциальное восстановление рынка существенно влияет господдержка, при этом эффективность программы льготного автокредитования (на машины ценой до 1,15 млн руб.) снижается из-за удорожания моделей. Так, по его словам, к максимальному лимиту близки новый Hyundai Solaris, Ford Focus, превысили лимит и уже не подпадают под программу Ford Kuga и другие кроссоверы российской сборки. Минпромторг еще в феврале предложил увеличить лимит стоимости в рамках программы до 1,45 млн руб. (в министерстве вчера это не комментировали, но пояснили, что за первый квартал продано по всем программам поддержки рынка 171,8 тыс. машин). По данным источника "Ъ" в отрасли, проект повышения потолка цены для льготного автокредитования находится на рассмотрении в правительстве.
На фоне роста продаж массовых брендов продолжил падение премиум-сегмент. Продажи Audi в квартале снизились на 41%, до 1,3 тыс. машин, Porsche — на 16%, до 369 автомобилей, Mercedes — на 3%, до 3,1 тыс. машин. BMW удалось выйти в рост на 1%, до 2,8 тыс. машин. В "Рольфе" отмечают: торможение роста цен на премиум в кризис подходит к концу, пойдет возврат к ценовому расслоению с массовыми брендами. В АСЦ подтверждают, что продажи премиума снижаются, поскольку обновленные модели "стоят на порядок выше своих предшественников".
"Рольф" нарастил продажи в марте на 18%, но говорит, что "результаты апреля будут более показательны". В "Автомире" продажи выросли на 30%, там считают, что с учетом отложенного спроса рынок по году вырастет в пределах 10%. В АСЦ (продажи стабильны) полагают: в первом полугодии рынок останется на уровне прошлого года, "возможен рост до 3%". Митч Митчелл из "БКС Глобал Маркетс" в 2017 году ожидает действия двух факторов — восстановления потребительского спроса и реализации отложенного спроса, рост продаж составит около 5%.