Судостроение отстало от плана
Госпрограмма по шельфовым судам выполнена на 92%
Как стало известно “Ъ”, в 2016 году правительство РФ выполнило программу по развитию судостроения и техники для освоения шельфа на 92%. В числе причин отставания от планов Минпромторг называет сокращение бюджета, колебание мировых цен на углеводороды, откладывание сроков активного освоения шельфа, а также санкции и необходимость импортозамещения. Заметно отстало и строительство гражданских судов — отчасти из-за вытеснения военной продукцией, но также, по мнению экспертов, вследствие отставания в принятии мер господдержки.
Как рассказали источники “Ъ”, реализация госпрограммы по развитию судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений в 2016 году составила 92,1%. Всего в рамках программы в 2016 году было израсходовано 17,8 млрд руб., из них 15,5 млрд руб. бюджетных средств. Отставание, по информации “Ъ”, Минпромторг связывает со смещением сроков активного освоения шельфовых месторождений углеводородов из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка и международных юридических проблем. Другие причины — резкое сокращение господдержки отечественного судостроения, в том числе вследствие вступления РФ в ВТО, увеличение сроков строительства и снижение качества из-за санкций и необходимости осуществлять импортозамещение.
По словам источника “Ъ”, знакомого с ходом выполнения госпрограммы, в 2016 году не были достигнуты плановые значения по показателю «увеличение объема выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 году». Он должен был достигнуть 95%, а фактически составил 69%. Объем выпуска гражданской продукции также не достиг плановых значений и вместо 115 тыс. тонн водоизмещения составил 107 тыс. тонн. По данным “Ъ”, Минпромторг объясняет это тем, что гражданская и военная продукция производится на одних мощностях, и увеличение в 2012–2015 годах объемов производства в интересах обороны пропорционально снизило производство гражданской продукции.
Как рассказывает источник “Ъ”, в отчете есть пробелы, касающиеся исполнения подпрограмм развития судостроительной науки, производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли (в том числе завершения первого этапа создания судостроительного комплекса «Звезда», который строит консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка). В Минпромторге “Ъ” сообщили, что всего по программе развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений в 2016 году было выделено 16,3 млрд руб. на НИОКР и на субсидии транспортным компаниям и пароходствам. Исполнение программы в 2016 году составило 96% от выделенных лимитов, средства доведены до потребителей, добавили в министерстве. Также там отметили, что субсидирование строительства «Звезды» в размере 1 млрд руб. «перенесено по просьбе заказчика на последующие годы». В соответствии с поручением президента, говорят в министерстве, с 2019 года оно дополнительно профинансирует строительство судоремонтных мощностей «Звезды» в Большом Камне на 20,8 млрд руб.
Надежда Малышева из PortNews не исключает, что отставание по показателю объема выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении может быть связано с переносом сроков сдачи ледоколов. По ее словам, в текущем году также можно ожидать некоего отставания от планов, так как пока так и не заработала в ожидаемом объеме программа поддержки рыбопромыслового флота, не принято постановление по судовому утилизационному гранту. Кроме того, наблюдается явное отставание по проекту «Звезда», отмечает эксперт. В силу общественно-политической ситуации вряд ли стоит ожидать снижения объема военного судостроения, говорит госпожа Малышева, но строительство дополнительных верфей и мощностей для увеличения гражданского судостроения должно все-таки дать свои результаты.