Приказано доверять
Депутаты Госдумы расширяют права полицейских
Единороссы решили гарантировать полицейским в РФ "презумпцию доверия" со стороны государства, а также дать им право на использование оружия при значительном скоплении граждан. Поправки, корректирующие закон "О полиции", внесли в Госдуму глава думского комитета по безопасности Василий Пискарев и его первый заместитель Эрнест Валеев. В думской оппозиции назвали проект "бюрократической декларативной реакцией" на текущие события.
Поправки к закону "О полиции" предложили думские единороссы. Самые важные нормы в проекте касаются прав полицейских, в том числе новые правила применения огнестрельного оружия. Сейчас сотрудник МВД не вправе применять оружие "при значительном скоплении граждан, если в результате могут пострадать случайные лица" (ч. 6 ст. 23 закона). Предлагается снять эти ограничения для случаев "предотвращения теракта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, здания". "Такое же право имеют, в частности, военнослужащие органов ФСБ",— подчеркивают авторы проекта.
В законе появится пункт о том, что "государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей". При этом потребуется изменить содержание тех статей, которые касаются отношений с обществом. Сейчас в законе говорится, что "полиция в своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан". Предлагается иная формулировка: полиция "опирается на поддержку граждан и принимает меры по укреплению общественного доверия к себе". Изменится и значимость "общественного мнения", которое пока что "является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции". Авторы законопроекта хотят исключить из этой нормы слово "основных".
"Общественное мнение в российских условиях должно быть самым главным критерием",— заявил "Ъ" первый зампред думского комитета по законодательству и госстроительству от КПРФ Юрий Синельщиков, которому непонятен и смысл "презумпции доверия" к полицейским. "Это типичная бюрократическая, декларативная реакция на текущие события, которая ничего принципиально не изменит ни в деятельности полиции, ни в доверии к ней граждан",— заявил "Ъ" первый зампред думского комитета по госстроительству от "Справедливой России" Михаил Емельянов. Впрочем, справоросс не против наделения полицейских правом применять оружие даже при скоплении людей. "Те 20 лет спокойствия, которые были во всем мире после распада СССР, ушли безвозвратно",— считает он.
Есть и иные поправки. Так, в ряде норм авторы решили заменить слово "обязан" словом "должен" или наоборот. Например, п. 3 ст. 5 закона предписывает, что полицейский "обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание". В новой версии полицейский будет "должен пресекать...". Решено расширить и некоторые обязанности полицейских. К примеру, любой полицейский, обращаясь к гражданину или задерживая его, сейчас обязан "назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель" обращения или задержания. Кроме того, полицейский должен будет разъяснить задерживаемому "возникающие в связи с этим права и обязанности". Если нарушитель совершает противозаконное действие — сначала пресечь его и "сразу после" этого разъяснить права и обязанности.