Сложный узел
Учтет ли следствие технологические нюансы дела Дмитрия Богатова
Арестованный за призывы к митингам Дмитрий Богатов мог не размещать информацию в интернете лично. Доступ к IP-адресу математика имели пользователи сети Tor. Как это работает и учтет ли следствие технологические нюансы, разбирался Алексей Соколов.
25-летнего Дмитрия Богатова арестовали на два месяца по делу о призывах к акции протеста, причем только с третьего раза. Суд пытался вменить преподавателю математики сначала призывы к массовым беспорядкам, а затем — терроризм.
Неожиданный поворот в деле нашел пользователь издания Geektimes Леонид Евдокимов. Он обратил внимание на то, что у Богатова размещался так называемый выходной узел анонимной сети TOR. С его помощью пользователи TORа могли в том числе и через IP-адрес Богатова попасть в привычный нам интернет. Компьютер математика использовался при этом как своеобразный шлюз и наиболее уязвимая часть цепи.
Следствию предстоит установить, что призывы отправлял конкретно Богатов. Сделать это будет непросто, полагает директор юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго: «Проблема заключается в том, что, как правило, невозможно достоверно установить лицо, которое разместило тот или иной материал. Установить можно компьютер, с которого это было сделано, как, например, в данном случае. Но при этом появляется еще и такая тенденция, когда чей-то компьютер используется для размещения. Технически это выглядит упрощенно так: взлом вашего компьютера, дальше с него как будто бы от вашего имени делается такое размещение. Чисто теоретически возможно все, в том числе и запретить TOR. Принесет ли это какую-то пользу? Чаще всего мы ограничиваемся чисто популистским «это плохо — давайте это запретим». Будет ли это работать? Обычно мы этим вопросом не задаемся».
Богатов — активный пользователь TORа. Необходимую программу мужчина мог скачать как минимум полтора года назад: именно тогда у него дома был включен выходной узел (намеренно или случайно – не ясно), режим был отключен только перед обыском.
Адвокат Богатова на суде 10 апреля заявлял, что призывы, о которых идет речь, были размещены со 104-х IP-адресов. А на странице вымышленного человека по имени Айрат Баширов продолжают появляться записи и после задержания преподавателя.
Арест Богатова был необязателен, это перестраховка суда, считает руководитель уголовной практики юридической фирмы BMS Тимур Хутов: «Государство пошло по пути «сейчас всех арестуем, а потом разберемся». Я пока не вижу, чем обвинение может с большой уверенностью подтвердить свои доводы. В сообщениях, которые якобы разместил в интернете Богатов, содержатся признаки призыва к терроризму. С этим учетом суд, видимо, принял решение, исходя из перестраховки, арестовать его. Но в дальнейшем в ходе следствия предстоит выяснить следующие вещи: во-первых, провести подробную лингвистическую экспертизу, во-вторых — с какого конкретно IP-адреса они установлены, третий пункт — что это именно он разместил, то есть что он находился в месте IP-адреса в момент размещения».
«Новая газета» предположила, что некто Айрат Баширов работает или в интересах российских спецслужб, или и вовсе представляет их. Издание полагает, что за 14 лет существования аккаунта и написания провокационных комментариев пользователь давно должен был попасть в поле зрения полиции. То, что этого не произошло, натолкнуло журналистов «Новой» на мысль, что пользователь обеспечивает интернет-силовиков неосторожными жертвами и работой.
Информация о работе силовиков в анонимной сети TOR всплыла около двух лет назад. Сотрудники ФСБ вызвали к себе жителя Москвы. С его IP-адреса было отправлено письмо в аэропорт Внуково с сообщением о заложенном взрывном устройстве. Силовики установили, что москвич использовал сеть TOR и был владельцем того самого выходного узла. Как позже отметил сам пользователь, силовики забрали на проверку его ноутбук, не нашли ничего подозрительного и вернули технику владельцу.