Место под брендом
Малый и средний бизнес (МСБ) в России уже пару лет проходит проверку на прочность: экономические и политические санкции, нестабильный курс валют, снижение покупательной способности населения — все это тормозит рост. Эксперты одним из возможных драйверов развития МСБ называют франчайзинг
В России 46 процентов открытых по франшизам предприятий приходится на торговлю и 26 — на сети общественного питания
Отечественный сегмент малого и среднего бизнеса может рассчитывать на дополнительную поддержку, если следующий год в России будет объявлен годом предпринимательства по проекту Минэкономразвития. Ведомство уже разработало план мероприятий по поддержке бизнеса, состоящий из трех десятков пунктов, среди которых списание задолженности предпринимателей по налоговым платежам и страховым взносам, амнистия по экономическим преступлениям, а также "прощение" владельцев самовольно построенных бизнесом объектов. Пока это только планы на будущее, которые нацелены на "системную работу по популяризации предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, прежде всего молодежи".
Документ Минэкономразвития представлен очень вовремя. Согласно масштабному исследованию предпринимательской активности в мире, который называется "Глобальный мониторинг предпринимательства" (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), обнародованному в феврале 2017 года, всего 6,3 процента взрослого трудоспособного населения России вовлечено в создание и управление новыми компаниями. При этом, по данным исследователей, для 34 процентов российских предпринимателей создание бизнеса являлось вынужденным шагом, так как у них не существовало других возможностей получения дохода. Схожая структура мотивации наблюдается в таких странах, как Греция (35 процентов), Хорватия (34 процента), Аргентина (37 процентов).
Примечательно, что большинство россиян не планирует открывать собственное дело в ближайшие три года, хотя по сравнению с 2014 годом показатель тех, кто собирается создать свой бизнес, немного вырос и составил 5,2 процента (против 2,6). Тем не менее показатель все равно остается очень низким, и одно из объяснений этому — плохие условия для создания бизнеса в стране.
Хорошая новость заключается в том, что в 2016 году количество созданных предприятий превысило количество закрытых на 60 процентов. Это позволяет говорить о расширении предпринимательского сектора. "Закрытие бизнеса происходило в основном по финансовым причинам. Около 33 процентов респондентов констатировали, что вынуждены были закрыть бизнес из-за того, что он не был прибыльным. 15 процентов указали, что причина, побудившая их закрыть бизнес, связана с высокими налогами и бюрократией. Выше этот показатель был только в Македонии (30,9), Италии (26,3), Латвии (20,6) и Хорватии (16,5 процента)",— говорит Ольга Верховская, руководитель проекта GEM в России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.
Эксперты отмечают, что в нашей стране одним из драйвером роста сегмента МСБ может стать развитие франчайзинга, потому что приобретение франшизы дает возможность объединить энергию частного предпринимательства со стартовой конкурентоспособностью крупных материнских компаний, которые обеспечивают малым предприятиям доступ к передовым технологиям и знаниям.
— Франчайзинг является основным механизмом для мультипликации малого и среднего бизнеса,— констатирует президент Российской ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова.— Это ключевой инструмент развития предпринимательства, драйвер роста экономики, модернизации и инновационного развития. Франчайзинг признан эффективной экономической моделью и прописался в планах развития во многих российских регионах. Власти уже осознали, что эта экономическая модель дает возможность, не создавая курсов для предпринимателей, обучить их экономическим азам на апробированных бизнес-технологиях, позволяя минимизировать риски вхождения в бизнес и стимулировать его развитие.
По ее словам, в развитых странах доля малого предпринимательства в ВВП достигает 60 процентов и более (у нас этот показатель не превышает 20). При этом доля работающих по франшизам малых и средних предприятий также может достигать заметной величины: в Южной Корее, например, она составляет 15 процентов, а в Японии — 14.
"По статистике, 30 процентов россиян хотят открыть свой бизнес",— рассказала Агнесса Осипова. По ее мнению, людей тормозит неуверенность и неосведомленность, с чего начать и какой бизнес выбрать. Франчайзинг легко позволяет найти ответы на эти вопросы. "Мы каждый год отмечаем прирост в сфере франчайзнга — 15-20 процентов. И что самое примечательное, в этом сегменте мы никогда не фиксировали падения. А что касается мер поддержки, то они достаточно активно ведутся на общегосударственном и региональном уровне. Это и разработанный корпорацией МСП "Бизнес-навигатор" — очень эффективный инструмент для предпринимательского сообщества, где благодаря нашей совместной работе появился раздел по франчайзингу, и новые банковские продукты, которые помогут облегчить вход для бизнеса, и региональные программы помощи",— говорит госпожа Осипова.
Сейчас в России наиболее массово представлены два направления франчайзинга — ритейл и общепит: 46 процентов открытых по франшизам предприятий приходится на торговлю и 26 процентов — на сети общественного питания. Только эти направления и имеют шансы на выживание во франчайзинге во время непростой экономической ситуации, считает председатель комитета по экономике и науке МГО "Опора России" Алексей Каневский. По его словам, маловероятно, что организация франчайзингового бума приведет к какому-то ощутимому изменению ситуации в сегменте МСБ. И хотя франчайзинг менее рискованный способ ведения бизнеса с точки зрения неопределенности развития проекта, но он, по мнению господина Каневского, и намного более затратен. "Франчайзинг подразумевает оплату роялти либо надо платить сразу паушальный взнос. Это удорожает стоимость стартапа как такового,— напоминает Алексей Каневский.— Предложений по франчайзингу сейчас очень много, и если не брать какие-то очень известные бренды, то развитие такого проекта тоже подвержено разным рискам, потому что маркетинговая составляющая там не определена. Если говорить о мировых брендах, то плата за франшизу, можно сказать, неподъемна".
Ситуация в кризисное время меняется так быстро, что даже по проторенной дорожке успешных бизнес-проектов идти опасно. "Турбулентность" в экономике на Западе принципиально другая. В некоторых европейских странах сейчас тоже наблюдается стагнация и многие проекты закрываются, но в России глубина кризиса все равно выше плюс к этому прибавляется политическая составляющая в виде санкций и связанных с ними ограничений.
Еще одно отличие от Запада — стоимость заемных средств. Европейский предприниматель получает от банка средства на развитие бизнеса под небольшой процент, наш — в десятки раз выше. К тому же без обеспечения кредита начинающим предпринимателям даже под большой процент деньги получить трудно.
И все же франчайзинг может быть драйвером роста экономики, считает Анастасия Рылова, руководитель бизнес-инкубатора "Навигатор возможностей" НИУ ВШЭ--Пермь. "Важно оценить, насколько сильным является франчайзер, что включает в себя договор франшизы, какие требования выдвигает к франчайзи, насколько описаны и отработаны бизнес-процессы предлагаемой франшизы. Более жесткие франшизы, с высоким порогом входа с точки зрения инвестиций, наличием требований к франчайзи показывают себя лучше при масштабировании",— говорит эксперт.
При этом нужно понимать, что в последнее время на рынке много непрофессиональных игроков, которые обещают свехдоходность и окупаемость проектов чуть ли не через месяц, на деле же франчайзи, купивший лицензию, не достигает обещанных показателей и остается в конце концов без поддержки франчайзера. О качестве услуг франчайзера расскажут количество работающих заведений, география покрытия франшизы и предлагаемые стандарты работы.