Сочинские компании собрались вокруг чая
Подписано соглашение о создании первого чайного сельхозкооператива на Кубани
ООО «Объединение Краснодарский чай» инициировало создание чайного снабженческо-сбытового и перерабатывающего кооператива «Краснодарский чай». В его состав также вошли ОАО «Солохаульский чай» и ЗАО «Хоста-чай». В ближайших планах партнерства — реконструкция чайных плантаций, строительство чайной фабрики с тремя линиями производства мощностью 30 т в сутки и в итоге увеличение доли рынка РФ с 1 до 4%. По мнению экспертов, планам кооператива может помешать несовершенство земельного законодательства.
В Сочи подписали документы о создании сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового и перерабатывающего кооператива «Краснодарский чай». В кооперацию вошли ОАО «Солохаульский чай», ЗАО «Хоста-чай» и ООО «Объединение Краснодарский чай». По словам гендиректора «Объединения Краснодарский чай», инициатора создания партнерства Серафима Тимченко, члены кооператива сотрудничают давно и, как только будет проверена новая модель работы, к партнерству при желании смогут присоединиться и другие компании. В первоочередных планах кооператива — реконструкция заброшенных чайных плантаций, которыми «Солохаульский чай» и «Хоста-чай» пользуются на правах аренды, а также модернизация имеющихся перерабатывающих цехов. «Кроме этого „Объединение Краснодарский чай” планирует в этом году начать строительство современной чайной фабрики с тремя линиями производства: черного, зеленого и гранулированного чаев. Каждый из участников кооператива в равных условиях сможет пользоваться производственными мощностями фабрики. Объем переработки должен составить около 30 т в сутки. Сейчас обсуждается вопрос об унифицированной упаковке, но бренд у кооператива уже неизменный — „Краснодарский чай”»,— рассказал господин Тимченко. По его словам, еще одной задачей чаеводов является возрождение советских стандартов напитка: «Мы ведем переговоры с лучшими титестерами страны по созданию как новых чайных брендов, так и традиционных купажей, известных со времен Устима Штеймана. Именно он в 1972 году объединил все чайные совхозы Кубани и вывел краснодарский чай на международный уровень». Также господин Тимченко поясняет, что с экономической точки зрения модель сотрудничества устраивает всех участников кооператива: равнозначная представленность на рынке, увеличение объема производства и современные условия переработки чайного листа.
«Для потребителей кооперация в первую очередь означает снижение цены за конечный продукт, увеличение ассортимента и расширение географии продаж»,— сообщил господин Тимченко.
Также компания разработала проект для HoReCa (заведения общественного питания и гостиничного хозяйства). «Это интересный и неосвоенный канал сбыта для кубанских чаеводов. Мы намерены выходить с краснодарским чаем в фирменные магазины, включая московские премиальные сегменты»,— сказал господин Тимченко. Он отмечает, что в планах кооператива довести долю местного чая до 4% на общероссийском рынке. Также господин Тимченко сообщил, что в рамках инвестсоглашения с властями Сочи муниципалитет должен предоставить землю для строительства фабрики — около 4 га, однако вопрос до сих пор не решен. В администрации Сочи „Ъ-Кубань“ пояснили, что для изыскания земли и оформления документов требуется время.
По словам заместителя председателя комитета по аграрной политике ЗСК Дмитрия Козаченко, земельный вопрос — одна из самых больных тем в регионе и в Сочи в частности. «К примеру, „Дагомыс чай” имеет 579 га чайных плантаций — обрабатывает только сто. По неиспользуемым землям Россельхознадзор выносит постановления, а компания судится. Такая же ситуация с другими землевладельцами. То есть заброшенные плантации есть, но изъять их и отдать, допустим, кооперативу чрезвычайно сложно»,— сообщил господин Козаченко, добавив, что «Хоста-чай» как член кооператива теперь сможет, благодаря субсидиям и финансовым возможностям ООО «Краснодарский чай», ввести в оборот большую часть своих неиспользуемых земель.
Выращиванием и переработкой зеленого чайного листа в Краснодарском крае занимаются пять крупных предприятий: ОАО «Мацестинский чай», ЗАО «Дагомысчай», ОАО «Солохаульский чай», ЗАО «Хоста-чай» и ЗАО «Шапсугский чай», а также несколько фермерских предприятий, арендующих чайные плантации.
По словам руководителя отдела аналитики консалтинговой компании «Советникъ» Сергея Волошина, объем поставок чая в страну растет, при этом выращивание местного продукта в больших объемах невозможно по ряду обстоятельств. «По прогнозам BusinesStat, в 2017 году импорт чая превысит 205 тыс. т, из которых почти 80% составит сырьевой чай и более 20% — готовая продукция, предназначенная для розничной торговли. В настоящее время рынок близок к насыщению и конкурентная среда на рынке становится все более жесткой. В последнее время отмечается тенденция снижения отечественными компаниями объемов продаж и обращение взоров на освоение внешних рынков»,— говорит аналитик, добавляя, что, несмотря на низкий рост объема продаж, российский рынок чая увеличивается в своем денежном выражении. «Причиной этого является постоянное сокращение сегмента дешевого чая и увеличение высокого ценового сегмента. Сбор сырья для производства чая в России производится в основном в Краснодарском крае — всего 1%, остальной объем поставок сырья для производства чая поступает из-за рубежа. Чтобы изменить ситуацию, необходима господдержка на самом высоком уровне, а главное — изменение земельного законодательства»,— говорит господин Волошин, поясняя, что кооперативу будет сложно получить плантации. «Все хорошие земли заняты, и собственники не отдадут их, значит, нужно очень конкретно, четко менять законодательство в сфере сельхозоборота и затем жестко ему следовать»,— отмечает эксперт.