«За исключением советского периода благодатный огонь доставлялся в Россию на протяжении почти целого тысячелетия»
В Иерусалим за благодатным огнем отправилась российская делегация
16 апреля православные христиане будут отмечать праздник Воскресения Христова — главный христианский праздник. Накануне православной Пасхи в Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь, который символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. В Россию уже 15-й год подряд Фонд Андрея Первозванного доставляет огонь из Израиля спецрейсом в аэропорт Внуково, а оттуда его развозят по регионам РФ. О том, как происходит транспортировка огня в РФ, с кем приходится договариваться в Израиле, чтобы российской делегации разрешили присутствовать при схождении огня, а затем вывезти его за пределы страны корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ рассказал председатель попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного ВЛАДИМИР ЯКУНИН, который сегодня вылетел в Иерусалим.
— Почему именно Фонд Андрея Первозванного привозит благодатный огонь в Россию?
— Честно говоря, когда мы задумывали программу «Просите мира Иерусалиму», мы и не предполагали, что нам выпадет такая честь. Однако вот уже пятнадцать лет по благословению нашего патриарха мы привозим благодатный огонь в Россию, в Москву, в храм Христа Спасителя.
В начале 2000-х мы ездили в Иерусалим, посещали святые места, слушали рассказы местных гидов. Один из наших коллег услышал пересказ народного предания о том, что, когда все иудеи в мире одновременно помолятся, произойдет что-то очень важное. Сейчас уже сложно вспомнить, как сформулировал это наш гид. Главное, что осталось в памяти,— это идея совместной молитвы. Мы наблюдали, как в те годы обострялись отношения между еврейскими и арабскими гражданами Израиля. Мы видели, что страдают христианские святыни, что значительно сокращается поток паломников.
Мы поняли, что важно обратить внимание общественности на те трагические события, которые происходят в Иерусалиме. Стали прорабатывать этот вопрос, в том числе думали над названием программы. Однажды один из моих коллег зашел в маленький домовый храм на территории Русского подворья в Иерусалиме. Время было позднее, в храме никого не было, свет не горел. И вдруг он увидел над воротами, ведущими в алтарь, надпись «Просите мира Иерусалиму». Она необъяснимым образом светилась. Так появилось название программы.
Мы серьезно взялись за дело и обратились к предстоятелям всех православных поместных церквей, а их, если не ошибаюсь, более 15 во всем мире. Мы описали нашу идею и попросили поучаствовать во всеправославной молитве о мире на Святой земле. И вот здесь возникает тема благодатного огня. Мы стали думать, когда же, в какой день правильно проводить эту молитву, и поняли, что это Великая суббота — и не только потому, что в этот день все вспоминают события двухтысячелетней давности, но и потому, что в Великую субботу в храме Гроба Господня появляется благодатный огонь. Тогда об этом событии в России знали значительно меньше, чем в других странах.
Надо сказать, традиция прижилась в разных уголках мира. С уверенностью мы можем сказать, что эта молитва читается патриархом Иерусалимским и представителем нашей Церкви, также она читается по благословению патриарха в храмах Русской православной церкви. Одним словом, небольшую традицию в церковную жизнь мы внесли. Но так получилось, что более известной стала другая традиция — уже народная. Я имею в виду зажжение свечей от благодатного огня из Иерусалима. Это поистине общенациональная традиция, которая объединяет людей и является крайне важной для общества и для нашего государства.
— До решения фонда доставлять огонь в Россию его кто-нибудь привозил в нашу страну?
— Да, конечно. За исключением советского периода благодатный огонь доставлялся в Россию на протяжении почти целого тысячелетия. В 1990-е годы были случаи, когда правдами и неправдами провозили огонь в Россию. Но это были частные инициативы.
— А существуют ли структуры помимо Фонда Андрея Первозванного, которые хотели бы доставлять огонь в Россию?
— Такая честь была бы всем приятна, что уж тут лукавить. Мы очень признательны патриарху Алексию и патриарху Кириллу, что они посчитали возможным доверить эту высокую миссию Фонду Андрея Первозванного.
Традиция стала не только всероссийской, но и международной. В прошлые годы при нашем участии благодатный огонь доставлялся в Италию, Эстонию, Азербайджан. В этом году мы планируем, с помощью наших партнеров и просто хороших людей, доставить благодатный огонь в Чехию, Германию. Есть даже возможно несколько необычный запрос на доставку благодатного огня в Великобританию. Никакой политики в этом нет, просто мы фиксируем рост интереса к этой миссии от самых разных людей в последние годы.
— Были ли попытки со стороны кого-либо забрать право у Фонда привозить огонь?
— Мне о таких попытках не известно. Но мы знаем о том, что в некоторые регионы России благодатный огонь доставляется напрямую из Иерусалима. Мы это приветствуем и, по возможности, помогаем. Всем хочется доставить в свой храм благодатный огонь как можно скорее.
— С кем приходится договариваться в Израиле, чтобы вам разрешили вывезти огонь из Иерусалима?
— Прежде чем вывезти огонь, нужно в Иерусалим попасть, в храм Гроба Господня. Те, кто бывал там в эти дни, поймет, почему это крайне затруднительно. Десятки тысяч людей со всего мира приезжают в Иерусалим. Особенно большой поток в те годы, когда совпадают Пасхи у православных и католиков, как в этом году. Поэтому подготовку программы на следующий год мы начинаем сразу же после того, как передаем благодатный огонь патриарху в храме Христа Спасителя.
Мы должны провести десятки встреч, написать огромное количество официальных писем. Мы благодарны патриарху Иерусалимскому Феофилу, иерархам Армянской апостольской церкви в Иерусалиме, представителям Ордена францисканцев, властям Израиля и Иерусалима за оказываемую поддержку. Очень благодарны жителям Иерусалима, которые всегда встречали нас доброжелательно и с готовностью помочь. Это относится и к евреям, и к арабам, и ко всем, кто живет или приезжает в этот город.
— Кто финансирует доставку огня, ведь приходится фрахтовать самолет, транспорт, это все дорого стоит?
— Программа требует привлечения серьезных финансовых ресурсов. Но мы благодарны нашим друзьям и партнерам, которые считают возможным внести благотворительные пожертвования для того, чтобы она состоялась. В состав нашей делегации входит около 100 человек. Требуется соответствующий этому количеству пассажиров самолет. Мы живем в гостиницах в центре Иерусалима в пасхальные дни, когда цены достигают практически космических высот. Но все эти затраты оправдывают себя. Мы видим сотни счастливых людей в аэропорту в Москве, которые приезжают зажечь свои лампады. Мы видим репортажи о том, как доставляют частицы благодатного огня практически во все регионы нашей страны. Это не может не радовать.
— Вы привозите огонь судном специально летного отряда «Россия», который обслуживает первые лица государства. Кто предоставляет вам самолет?
— Действительно мы пользовались услугами СЛО «Россия». Но мы живем в рыночных условиях. Нам никто ничего бесплатно не предоставляет, а, наоборот, выставляют очень немаленькие счета. Поэтому в этом году мы воспользуемся услугами другой авиакомпании.
— Насколько известно, запрещено перевозить огонь на воздушных суднах, как вам удалось добиться разрешения?
— Это одна из ключевых проблем и для нас и тех, кто везет огонь на самолетах в свои регионы. Но за эти годы уже отработаны все механизмы получения согласований. Все официально и на нашем рейсе, и на регулярных рейсах никто не встречает противодействия. Конечно, мы используем специальные лампады по типу тех, в которых перевозится олимпийский огонь. Поэтому такой огонь уже не является открытым. И проблем с безопасностью не возникает.
— Как вы относитесь к утверждению, что если не сойдет огонь, то наступит конец света?
— Есть такое предание. Таких предсказаний много. Волнение чувствуется и в храме, когда патриарх заходит в Кувуклию. Очень бы хотелось, чтобы в этом году все прошло без неожиданностей. Я осторожно отношусь к различного рода предсказаниям.
— Кто входит в состав делегации, которая привозит огонь, это одни и те же люди, которые из года в год сопровождают вас, или каждый раз это разные люди?
— Многие наши партнеры летают с нами не первый год. Среди них представители Русской православной церкви, министры, представители администрации президента, депутаты, бизнесмены, известные врачи, музыканты, актеры. Самое интересное — общаться с людьми, которые впервые оказываются в эти дни в Иерусалиме. Они буквально потрясены происходящим. Сложно описать чувства, которые испытываешь, когда попадаешь в Иерусалим на Страстной неделе. И надо сказать, что атмосфера, конечно, отличается от той, к которой мы привыкли в наших храмах. В Иерусалиме в силу другого климата, темперамента, большого количества туристов все проходит более шумно и суетно в какой-то степени. Представьте, молодые арабы, которые, сидя на плечах друг у друга, врываются в храм перед самым проходом патриарха и бьют в барабаны, скандируют. Но надо отметить, что в последние годы много людей из России стало приезжать, часто раздаются не менее громкие возгласы на русском языке: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» Наши соотечественники и тут нашли способ отличиться. Это хорошо слышно в ходе телевизионной трансляции на НТВ.
— Вы в пятнадцатый раз будете осуществлять привоз благодатного огня в Россию. Каждая поездка для вас — это рядовое событие, или вы испытываете особенные эмоции?
— Как ни странно, каждый раз впечатления разные. Я уже сказал, что выразить их словами невозможно. В моем случае ситуация усложняется, потому что я отвечаю за безопасность и проход в храм ста человек из нашей группы. Я в ручном режиме, на постоянной связи с местными ответственными лицами организую движение нашей группы по улицам Старого города. Зачастую приходится в буквальном смысле слова бежать, так как если не успеть пройти вместе с основной группой, то ты рискуешь остаться за ограждением и не попасть в храм. Это очень экстремальное путешествие.
— Как вы относитесь к подозрениям скептиков, которые сомневаются в божественной сущности благодатного огня, называя все это фокусом?
— Для верующего человека такой вопрос не существует, и мы не проводим каких-либо научных экспериментов для подтверждения достоверности этого явления. Хотя было много попыток опровергнуть достоверность схождения благодатного огня, из этого ничего не получилось на протяжении более 11 веков. Известны также научные свидетельства из России и других стран о благодатном огне. У нас нет оснований им не доверять. Например, в нашей делегации паломники иногда замеряют температуру благодатного огня сразу после схождения, когда он передается от Кувуклии присутствующим в Храме. Средняя температура пламени в обычной свече — около 1000 °С, пламени благодатного огня в первые секунды после схождения — едва ли достигает 50 °С, люди умывают им лицо. Повторю, строгих научных экспериментов не проводили, но вот есть, например, такие свидетельства.
— То есть вы верите в чудо благодатного огня и не разделяете подозрения скептиков?
— Я пришел к вере. Этим все сказано.