Мал, да оригинал
МСБ
Представители бизнеса Ленобласти активно занимают неосвоенные трудовые ниши. Одни налаживают массовое производство итальянского печенья кантуччи или меда с янтарным экстрактом, другие — шьют норвежские куклы тильды и готовят крафтовые сыры из козьего молока.
По информации Росстата на 1 января 2017 года, в Ленобласти работает почти 61,4 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), что на 2,5 тыс. больше, чем год назад. Из них более 43 тыс. — это индивидуальные предприниматели, почти 16 тыс. — микропредприятия, 2 тыс. малых и всего 247 средних предприятий. По предварительной оценке, оборот МСБ в Ленинградской области за прошлый год составил 436,6 млрд рублей.
Отдельного учета бизнесменов, занятых в "нишевых" сегментах производства или предоставления услуг, в регионе не ведется. Но по наблюдению председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Светланы Нерушай, число производителей редких товаров с каждым годом растет. Некоторые из них уже готовятся поставлять свою продукцию на экспорт.
"Узкие, специфичные ниши для предпринимателей — это реальная возможность, во-первых, найти свой рынок сбыта и своих потребителей в Ленобласти, а во-вторых, представить новый, часто необычный и интересный товар или услугу", — считает госпожа Нерушай.
Вся соль в янтаре
Предпринимательница Елизавета Федосеева, по образованию режиссер, построила семейный бизнес на специях. Около семи лет назад они с мужем и родителями продали квартиру в Пушкине; взяв кредиты и использовав накопления, купили дом в Гатчинском районе с участком для выращивания трав: мяты, орегано, петрушки, укропа, кинзы, майорана, базилика. В итоге организовали ООО "Сфера", которое специализируется на производстве приправ, разработанных по собственным рецептам. В бизнес на старте было вложено около 40 млн рублей.
Сейчас в собственности у семьи 2 га земли и 1000 кв. м производственных помещений. Они выпускают около 50 наименований приправ, которые поставляют в сети, на производства и в сферу HoReCa (рестораны, кафе, отели). Годовой оборот от продажи специй составляет около 25 млн рублей, треть из которого — прибыль. Ее, по признанию госпожи Федосеевой, они вкладывают в развитие нового, уникального направления — производство янтарной воды и янтарного меда, которые, как заверяет предпринимательница, не имеют аналогов в мире.
"О возможности выделения из янтаря экстракта у нас в России я узнала, когда снимала фильм об этом камне, — рассказала Елизавета Федосеева. — Так пришла идея добавлять его в продукты. Для этого закупили специальное оборудование. Вода и мед с экстрактами янтаря — премиальные продукты из-за сложной технологии производства и стоимости сырья, которое везем из Калининграда".
Продукция распространяется в сувенирных магазинах Москвы и Петербурга, рассчитанных на китайских туристов, среди которых продукт весьма популярен. Янтарь в Китае особо почитают. Елизавета Федосеева сообщила, что семья готовит необходимые документы для поставки товара в Поднебесную. От экспорта нестандартного продукта она рассчитывает выручать 10-15 млн рублей ежемесячно.
Со вкусом Италии
Бизнес другой предпринимательницы, Ларисы Маничевой, связан с Италией. Два года назад экс-гендиректор ООО "Первое хлебопекарное объединение", выпускающего продукцию под торговой маркой "Дарница", выкупила у холдинга "Петрохлеб" завод, специализирующейся на продуктах двойного запекания. Мощность завода составляет 300 тонн в месяц. На приобретение и модернизацию производства потребовалось около 40 млн рублей собственных и заемных средств, а также вложений частных инвесторов.
На собственном предприятии ООО "Сясьстройский хлебозавод" бизнесвумен в августе прошлого года организовала производство итальянского печенья кантуччи. "Сухари являются низкомаржинальным продуктом (5-15%). При этом, по данным статистики, данный рынок стагнирует. По сравнению с обычными сухарями, кантуччи — сложный в изготовлении продукт, но и его маржинальность выше — от 15%", — объясняет Лариса Маничева.
ГК "Поляница", в состав которой входит "Сясьстройский хлебозавод", принадлежит приоритетное право на использование бренда "Кантуччи" в России. Новый товар предпринимательница вводит в розничную продажу через сети X5, "Лэнд", "Призма" и "Азбука вкуса". Кроме того, госпожа Маничева ведет переговоры о контрактном производстве кантуччи для итальянских компаний, поставляющих аналогичный продукт в Россию.
Сырная голова
Татьяна Пугачева раньше работала коммерческим директором радиостанции "Монте-Карло" в Санкт-Петербурге, руководила отделом продаж на "Юмор FM". Теперь владеет хутором на 4 га земли в Приозерском районе, где уже почти год с друзьями производит крафтовые сыры из козьего и коровьего молока.
"Нам нужно еще минимум 20 га, чтобы сено заготавливать для наших животных и развивать хозяйство. Земля дорогая, и найти подходящий участок сложно, все роздано по паям: стоит, а взять никак", — сетует индивидуальная предпринимательница.
На стартовый капитал для бизнеса пошли все сбережения и деньги от проданной в Петербурге квартиры. Друзьям удалось получить областной грант на развитие фермерского хозяйства. Всего на старте в дело пошло около 10 млн рублей. Оборудование для производства сыра нашли в Ярославской области, а закваску покупают в Европе. На хуторе предлагают десяток видов сыра. В день производят около 4-6 кг, которые расходятся среди друзей и знакомых.
"О прибыльности говорить еще рано. Сейчас только вложения. Надо строить сыроварню, сырохранилище, закупать еще оборудование. Молочное производство обещает прибыльность на восьмой год", — подсчитала Татьяна Пугачева.
Готовь деньги летом
Елена и Николай Носовы с середины 1990-х шьют сумки и рюкзаки изо льна. Последние пять лет они осваивают технологию производства норвежских тряпичных кукол (тильда), которые продают через интернет, на сезонном рынке в Выборге и на рождественской ярмарке в Петербурге.
"В прошлом году продажи на ярмарках в Петербурге упали на треть, в Выборге — наполовину. Покупают игрушки в основном русские туристы", — говорит Елена Носова.
Куклы она шьет изо льна, который заказывает на предприятиях Белоруссии или Литвы. "Раньше работали с фабриками в Ярославской области, Иванове, Вологде, но они все обанкротились. Нет в России сейчас своего льна. После конфликта с Турцией возникли проблемы и с покупкой мелкой фурнитуры, китайская хуже по качеству", — рассказала индивидуальная предпринимательница.
По ее словам, самое "урожайное" время для продаж — туристический сезон с апреля по ноябрь. В этот период в месяц без вычета налогов можно заработать до 30 тыс. рублей. Почти все заработанные за этот период средства уходят в течение года на закупку сырья. "На одном этом ремесле не проживешь, но у нас есть еще пенсии", — признается Елена Носова.
В теплый сезон получает прибыль и индивидуальная предпринимательница Анастасия Атаджанова. На собственной автолавке она развозит продукты в отдаленные деревни Подпорожского района (300-350 км от Петербурга), где нет постоянных стационарных магазинов. На ее обслуживании около десяти сел, а зимой всего пять с 30 покупателями (остальные пустуют без дачников). Для жителей деревень она не только поставляет продукты, но и платит по их счетам и кредитам в городе, покупает лекарства.
С мая по октябрь с развоза продуктов и работы трех собственных небольших магазинов 26-летняя девушка получает 500-600 тыс. рублей, с которых надо вычесть 150 тыс. рублей расходов на бензин. Анастасия признается, что заработанные летом деньги уходят зимой, когда прибыли нет. "Но мне моя работа нравится. Я с 13 лет в торговле. Сначала помогала маме в стационарном павильоне, потом развозила продукты на "Газели". Чтобы купить автолавку (около 1,3 млн рублей), продали дачу", — поведала она.
Тугой заем
По словам заместителя председателя совета директоров площадки взаимного кредитования "Город денег" Юлиана Лазовского, бизнес сегодня открыть "очень легко" — достаточно лишь заплатить за регистрацию компании и открытие счета. "Однако получить кредит малому бизнесу крайне сложно. Мы получаем большое количество запросов на финансирование сельхозпроектов (в первую очередь — молочного животноводства и переработки молока). Проблема в том, что большинство из них являются стартапами, существующими только на бумаге, а их владельцы — людьми, никогда не занимавшимися бизнесом, что приводит к отказам в выдаче займа", — объясняет эксперт.