ЛУКОЙЛ передумал продавать АЗС

на встрече Вагита Алекперова с Владимиром Путиным

ЛУКОЙЛ передумал продавать свои заправки в РФ, заявил на встрече с Владимиром Путиным глава нефтекомпании Вагит Алекперов. По его словам, такое решение приняло правление компании. В конце марта собеседники в ЛУКОЙЛе жаловались на убыточность сбытового бизнеса, намекая на желание продать около трети своих АЗС. Тогда подобные заявления некоторые источники “Ъ” восприняли как блеф.

Президент РФ Владимир Путин и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов (справа)

Фото: РИА Новости

ЛУКОЙЛ не станет продавать свои АЗС, сообщил глава нефтекомпании Вагит Алекперов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. «Разрабатывая стратегию на десять лет, наши стратеги сделали предложение по продаже розничной сети, правление не согласилось»,— заявил господин Алекперов. Напомним, в конце марта источники в ЛУКОЙЛе сообщили РБК о продаже трети АЗС компании (760 заправок) в центральной части РФ из-за убыточности бизнеса. Собеседники “Ъ” в компании поясняли, что заправки могут быть проданы к концу года, а переговоры ведутся в том числе с трейдером Glencore и катарским инвестфондом QIA, которые в декабре прошлого года приобрели 19,5% акций «Роснефти». Впрочем, эти компании никогда не специализировались на розничной торговле топливом.

Уже тогда большинство собеседников “Ъ” в правительстве полагало, что речь идет о «блефе, направленном на то, чтобы добиться роста розничных цен». «Нам нет смысла шантажировать правительство, мы не верим в изменение параметров налогового маневра (реформа, снизившая рентабельность нефтепереработки в РФ.— “Ъ”) и существенный рост цен на АЗС»,— парировал собеседник “Ъ” в ЛУКОЙЛе. Среди российских компаний ЛУКОЙЛ наиболее активно модернизировал свою нефтепереработку. За пять лет компания вложила около 180 млрд руб. в модернизацию шести своих НПЗ, говорил в 2015 году вице-президент нефтекомпании Владимир Некрасов.

Переработка — наименее прибыльный бизнес для нефтекомпаний в настоящее время. Ситуация в этом сегменте обострилась после налогового маневра за счет ежегодного повышения НДПИ (это рост компании учитывают в стоимости сырья), а также снижения экспортной пошлины, из-за чего выросла привлекательность экспорта. Еще больше усугубили проблемы сегмента downstream прошлогодний внеплановый рост акцизов на топливо. Компенсировать снижение маржи компании могут с помощью роста цен на заправках, однако ФАС строго следит за тем, чтобы удорожание топлива было меньше инфляции. Также ФАС наказывает участников рынка предупреждениями за любые публичные заявления о возможном подорожании топлива выше инфляции. В частности, в конце прошлого года предупреждение получил сам глава ЛУКОЙЛа после прогноза о росте цен на топливо на 8–12% в 2017 году.

Дмитрий Козлов


ЛУКОЙЛ ушел из Восточной Европы

В начале февраля 2016 года стало известно, что ЛУКОЙЛ полностью вышел из розничного бизнеса в Восточной Европе, продав около 230 своих заправок в Литве, Латвии и Польше австрийской AMIC Energy. Эта же компания полтора года назад купила примерно такое же число заправок ЛУКОЙЛа на Украине за $300 млн. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов объяснял в декабре 2015 года, что компания решила продать активы в этих странах из-за антироссийских настроений. Читайте подробнее

Вся лента