Концепция участия
Елена Стафьева о совместном проекте Louis Vuitton и Джеффа Кунса
Коллекция сумок Masters сделана Louis Vuitton вместе с художником Джеффом Кунсом по мотивам его недавней живописной серии "Gazing Ball Paintings". После 16 лет "сумок художников" Louis Vuitton, который стоял у истоков этого тренда, сделал подлинный арт-жест
В конце 2015 года Джефф Кунс показал в Нью-Йорке в галерее Гагосяна свою новую серию "Gazing Ball Paintings", состоящую из огромных выполненных кистью и красками копий знаменитых картин старых и не очень мастеров — да Винчи, Рубенса, Тициана, Рембрандта, Фрагонара, Ван Гога, Мане и др. (всего 35 картин), к каждой из которых был приставлен фирменный синий стеклянный шар. Кунс сказал тогда, представляя работы публике: "Дело не в том, чтобы скопировать, а в том самом единении, в концепции участия. Каждый становится участником общей беседы и делит с остальными радость и удовольствие".
Из этих 35 картин для совместного проекта с Louis Vuitton было выбрано пять: "Мона Лиза" да Винчи, "Венера и Марс" Тициана, "Охота на тигров и львов" Рубенса, "Девочка в постели, играющая с собачкой" Фрагонара и "Пшеничное поле с кипарисами" Ван Гога (версия из лондонской Национальной галереи). То есть, конечно, пять картин Джеффа Кунса, представляющих собой масштабированные копии этих самых произведений. Согласно Кунсу, именно так должно происходить дальнейшее развертывание того самого совместного удовольствия и радости, которые зритель находит в созерцании китча, потому что именно китч и манипуляции с его помощью массовым сознанием — и есть концепт Кунса.
Концепт, который принес ему невероятный успех: одна из версий его "Balloon Dog" была продана в 2013 году за 58 млн долларов и стала самой дорогой работой ныне живущего художника, когда-либо проданной на аукционе. И вот один из самых успешных и узнаваемых художников современности и один из самых успешных и узнаваемых люксовых домов закономерно встретились в пространстве мировой художественной культуры и мирового художественного китча, которые в этом случае сливаются.
Если набрать название практически любой из пяти картин (оригинальных картин с именем оригинального художника) в гугле, то неизбежно выпадет огромное количество ссылок на так называемую "сувенирную продукцию", которая наполняет магазины при каждом большом (и даже среднем и маленьком) музее — чехлы для телефона, кружки, салфетки, блокноты и холщовые сумки. В этом смысле приобрести сумку с "Моной Лизой" у всех и каждого шанс был задолго до появления серии Masters. И этот факт, безусловно, держали в голове обе стороны, участвовавшие в проекте — и Джефф Кунс, и Louis Vuitton,— более того, он был для них важен.
Отличие сумок серии Masters от той самой сувенирной продукции не только в том, что имя каждого художника написано большими металлическими буквами, и не только в том, что на них висит брелок в виде кунсовского зайчика, а в монограмму LV впервые были допущены другие буквы — инициалы собственно Кунса, JK. Главное отличие, конечно, концептуальное — и оно принципиально меняет парадигму многолетней истории взаимоотношений Louis Vuitton и арт-мира, отношений, фактически породивших уже обсужденную со всех сторон тему "мода и искусство".
Эта история началась в 2001 году, когда появились сумки, сделанные дизайнером и художником Стивеном Спраусом и тогдашним артистическим директором Louis Vuitton Марком Джейкобсом, на них поверх традиционной канвы с монограммами было нанесено граффити. Затем был громкий проект 2003 года с Такаси Мураками — Monogram Multicolore, суперуспешная серия сумок с разноцветными монограммами, которая стала одной из самых подделываемых в истории люксовой индустрии. В последующие годы было сотрудничество с целым рядом современных художников — от Ричарда Принса и Яйои Кусамы до Синди Шерман и Даниэля Бюрена. Но в этом движении от создания отдельных паттернов до покрытия всего здания Louis Vuitton Fondation разноцветными бюреновыми шашечками именно сумки LVxKOONS стали реализацией клише "сумка/туфли/платье — это арт-объект".
Эти сумки действительно арт-объект — в прямом, а не переносном смысле этого слова. Потому что эстетика Джеффа Кунса предполагает, что любой предмет, им выбранный и помеченный его подписью, становится арт-объектом. В данном случае пространством для его художественного жеста стал дом Louis Vuitton. Фактически Louis Vuitton принял участие не столько в "коллаборации", сколько в художественной акции по превращению себя в предмет искусства Джеффа Кунса.
Представляя свой проект "Gazing Ball Paintings", Кунс сказал, что все эти художники перекликаются друг с другом: "Моне всегда отсылает к Рубенсу <...> Мане — к Рафаэлю <...>, и все наслаждаются Тицианом". Для него этот круг имен — его "культурная ДНК": "Я наслаждался участием в этом разговоре — и я тоже хочу принести что-то к столу". Louis Vuitton говорит о том, что новое сотрудничество помещает художника внутрь наследия Louis Vuitton, но фактически, конечно, оно превращает это наследие в то самое "подношение к столу", о котором говорит Джефф Кунс. И это знаменательный момент: мир лакшери, декларирующий свою близость к миру искусства, может впервые зафиксировать, что цель действительно достигнута и между ними появилась настоящая, а не только маркетинговая связь.
Именно этим определятся ценность всего проекта Masters: перед нами не просто ключевые модели сумок Louis Vuitton (Speedy, Keepall и Neverfull) с нанесенными на них принтами картин великих мастеров, скопированных Джеффом Кунсом,— перед нами люксовые предметы, ставшие объектами искусства Джеффа Кунса. И покупая сумку LV, вы становитесь обладателем его произведения. Кроме сумок и портмоне в коллекцию входят еще и брелоки-зайчики и несколько платков с картинами. Художественную силу этого концептуального жеста мы способны оценить уже сейчас, а его коммерческий потенциал оценит публика в самое ближайшее время: продажи начнутся 28 апреля — и каждый сможет разделить удовольствие с Джеффом Кунсом и Бернаром Арно.