Мэру мало полномочий
Глава Самары хочет вернуть себе право выдачи разрешений на строительство
Администрация Самары хочет вернуть себе полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию всех объектов капстроительства вне зависимости от их типа. С соответствующей законодательной инициативой в губернскую думу вышел глава города Олег Фурсов. Стоит пояснить, что до конца 2014 года выдачей разрешений на строительство занимались городские власти. Затем областные власти внесли ряд поправок в действующее законодательство, результатом которых стал переход этих полномочий на уровень области. В конце прошлого года городу вернули функции по выдаче разрешений на строительство объектов, строительные проекты которых не нуждаются в прохождении госэкспертизы. Однако, по информации мэрии, такое положение дел их не устраивает, поскольку не позволяет в полной мере реализовывать градостроительную политику на территории муниципалитета.
Глава Самары Олег Фурсов вышел в губернскую думу с законодательной инициативой о перераспределении градостроительных полномочий между областью и муниципалитетами. Так, господин Фурсов предлагает передать на уровень городской администрации полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства вне зависимости от их вида.
Стоит пояснить, что вопрос о том, кто — область или муниципалитет — должен быть наделен указанными полномочиями, за последние несколько лет обсуждался уже не раз.
Напомним, в конце декабря 2014 года губернская дума в двух чтениях приняла закон № 134 ГД, согласно которому, на уровень муниципалитетов передавались функции в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками на неразграниченной территории в Самаре. Тогда внесение этих поправок объяснялось изменениями федерального законодательства. «С 1 января 2015 года многие полномочия по градостроительной деятельности передаются сельским поселениям, но они не в состоянии их выполнить, поэтому эти полномочия забираются на уровень субъекта РФ, а субъект передает их на уровень муниципального района. И эта процедура, в соответствии с законом, позволяет определить конкретную ответственность отраслевого министерства за реализацию этих полномочий: появится возможность упорядочить эту работу, контролировать ход работ», — объяснял в декабре 2014 года председатель губернской думы Виктор Сазонов. Однако впоследствии прокуратура обжаловала законопроект, и в августе 2016 года Верховный суд РФ ее позицию поддержал. Таким образом, переданные полномочия вернулись в ведение областных властей.
В числе передаваемых на местный уровень государственных полномочий, предусмотренных законом, оказалась также выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. И после решения Верховного суда РФ эти полномочия также перешли в ведение субъекта Федерации. Стоит пояснить, что прежде традиционно полномочия по выдаче разрешений на строительство были у городских властей.
В октябре прошлого года депутаты губернской думы вновь вернулись к обсуждению этого вопроса. Тогда они внесли поправки в ряд областных законов, отвечающих за распределение полномочий между регионом и муниципалитетами. В частности, муниципалитетам вновь были переданы полномочия по распоряжению землей, госсобственность на которую не разграничена, и градостроительные полномочия. Функции же по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, проекты строительства которых должны проходить госэкспертизу, решено было закрепить за минстроем.
Дело в том, что разрешения выдаются на два вида объектов: крупные — многоэтажные жилые дома, производственные объекты, по которым проводится государственная экспертиза строительного проекта, и более мелкие — индивидуальное жилищное строительство, жилые дома высотой до трех этажей. Для последних госэкспертиза проекта не нужна. Предлагалось по тем объектам, по которым государственная экспертиза проводится, оставить полномочия за министерством. «Поскольку это наиболее крупные объекты, объекты, входящие в те проекты, ответственность за которые несет непосредственно Самарская область», — пояснял в октябре 2016 года заместитель руководителя администрации губернатора Владимир Моргунов.
В итоге на уровень местного самоуправления было решено передать только полномочия по выдаче разрешений по объектам, не нуждающимся в госэкспертизе.
Именно этот момент и предлагает исправить городская администрация в своей законодательной инициативе. Такой урезанный объем полномочий, по их мнению, «приводит к значительным затруднениям в формировании и реализации градостроительной политики на территории муниципальных образований». В пояснительной записке к законопроекту также отмечается, что «реализация полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти Самарской области противоречит смыслу административной реформы, признанной совершенствовать принципы организации местного самоуправления, развивать независимую и финансово самостоятельную власть на местах». Помимо этого разработчики законопроекта ссылаются на 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который относит указанные полномочия к вопросам местного значения. «Таким образом, считаем, что данные полномочия должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно», — указывается в пояснительной записке к документу.
В управлении информации и аналитики Самары „Ъ“ вчера пояснили, что к передаче полномочий город готов. «К дополнительным затратам это не приведет, потому что люди, которые обслуживали этот фронт работ, продолжают трудиться в мэрии и занимаются подготовкой разрешений на строительство для объектов, которые не проходят госэкспертизу», — добавили в мэрии.
Экс-депутат губернской думы Сергей Ракитин в беседе с „Ъ“ заявил, что, по его мнению, не имеет большого значения, кто — областные или городские власти — будет «подписывать бумажки». Гораздо важнее, по его словам, повышение платежеспособности жителей, чтобы строительная отрасль развивалась. При этом он заметил, что, конечно, объектов, строительные проекты которых не требуют прохождения госэкспертизы, в миллионном городе очень мало.