Расписание недели
22 – 28 апреля
выставка
Александр Юликов. Постсупрематизм Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре 18 апреля — 4 июня
Александр Юликов — редкая птица в московском андерграунде: на протяжении сорока с лишним лет он хранил верность строгой и изысканной геометрической абстракции, почти минималистской, почти нью-йоркской с виду, даром что вся она — о Малевиче и супрематизме. Из любви к геометрии, в полной мере не разделенной никем в параллельном мире неофициального искусства, он не примкнул ни к одному влиятельному кружку, не сделался типичным представителем ни одного "изма". Видимо, поэтому ни одной большой музейной выставки Юликова до сих пор не было. Первую ретроспективу художника делает Андрей Ерофеев, выбравший около ста лучших работ — немного ранних и много геометрических.
выставка
Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения Третьяковская галерея на Крымском Валу с 21 апреля по 23 июля
Неожиданный выбор площадки для первой в России ретроспективы итальянского метафизика кураторы обещают объяснить связью Джорджо де Кирико с Дягилевым, Малевичем, Дейнекой и вообще Россией. И несмотря на то, что прямых связей с Россией у него (за вычетом двух русских жен и одного русского повара) не так уж и много, оказывается, что долгожитель де Кирико, проживший 90 лет, и коллекция русского искусства на Крымском Валу, охватывающая чуть больше века, довольно часто совпадают ритмически и отчасти совпадают по смыслу.
фильм
Под одним небом ГТГ, Инженерный корпус 21 апреля, 19.00
Дебютный фильм 1961 года выпускницы филфака и ВГИКа, переводчицы Уолта Уитмена и Рабиндраната Тагора, режиссера Ланы Гогоберидзе. Фильм состоит из трех новелл, действие которых происходит в 1921-м ("Княжна Майя"), 1941-м ("Голуби") и в 1961 году ("Фреска"). В работе над картиной режиссеру помогал будущий классик советского операторского киноискусства Леван Пааташвили ("Сибириада", "Бег", "До свидания, мальчики"). В центре каждой новеллы — судьба грузинской женщины. Женскую линию в грузинском кино Гогоберидзе будет длить во всех своих фильмах — ее феминистские взгляды и противостояние шовинистической политике Звиада Гамсахурдии поставят под угрозу судьбу ее последнего фильма "Вальс на Печоре" (1992), который затем попадет на Берлинский кинофестиваль. А сама Гогоберидзе окажется среди лидеров парламентского большинства в грузинском парламенте.
public talk
Written in the USA / Написано в Америке Библиотека им. Достоевского 21 апреля, 19.00 Электротеатр «Станиславский» 22 апреля, 16.00
Новый проект Colta.ru совместно с ассоциацией писателей, поэтов и журналистов PEN America — это серия встреч с известными американскими писателями, еще не переведенными на русский язык. Первым автором, который выступит в Москве в рамках “Written in USA”, станет прозаик, лауреат многих литературных премий Июнь Ли. На встрече в Библиотеке им. Достоевского состоится дискуссия, в которой примут участие русские писатели, издатели и переводчики, а в Электротеатре “Станиславский” Июнь Ли прочтет лекцию, написанную специально для проекта, и ответит на вопросы зала. Вход на все мероприятия проекта свободный.
фильм
Серые кони «Хлебозавод 9» 21 апреля, 18.10
Известный харьковский художник Николай Ридный, один из основателей арт-группы "SOSка", снял фильм о своем прадеде Иване Крупском, который руководил отрядом украинских анархистов-повстанцев в 1920-е, а после работал в милиции и на стройке. Фильм основан на материалах дела Крупского — протоколах его допросов, а также немногочисленных свидетельствах родственников Ридного. Вторым планом фильма служит современная Украина — анархисты, сотрудники патрульной полиции, рабочие и студенты проводят своего рода "следственный эксперимент", в котором вопросы политики и памяти ставятся заново в контексте событий последних лет.
лекция
Питер Брук в Африке, Японии, Индии и Мексике Культурный центр «Хитровка» 21 апреля, 19.00
Один из лекционных циклов "Хитровки" называется "Великие театральные экспедиции" — это о тех выдающихся спектаклях, которым предшествовал не только творческий поиск, но и настоящие этнографические экспедиции. Так изучала собственный город труппа МХТ, чтобы собрать "фактуру" для горьковской постановки "На дне", так исследовали Камбоджу актеры Арианы Мнушкиной, главной "путешественницы" мирового театра. Лекция выдающегося шекспироведа Алексея Бартошевича посвящена путешествиям Питера Брука и тому, что происходило с ним и его актерами в этих поездках. Во время лекции можно будет увидеть документальный фильм, который сын Питера Брука снял о своем отце.
фильм
Рокко и его братья Кинотеатр «Пионер» 22 апреля, 20.30
Один из самых известных фильмов классика итальянского кино Лукино Висконти, получивший два приза в Венеции в 1960 году. Это второй фильм сицилийской трилогии, большого итальянского триптиха Висконти — первым был "Земля дрожит" (1948), где действие происходило в рыбацкой деревне, а актерами были непрофессионалы. "Рокко и его братья" рассказывает о сицилийской семье, которая переехала в Милан и столкнулась со всеми соблазнами городской жизни. Замыкающей частью трилогии станет "Леопард" (1963) — исторический фильм о сочувствующем революционерам аристократе. В "Рокко и его братья" сыграли свои первые звездные роли Ален Делон и Анни Жирардо. В кинотеатре "Пионер" пройдет премьера отреставрированной версии фильма.
фильм
Шепоты и крики Кинотеатр «Юность» 22 апреля, 18.30
Фильм Ингмара Бергмана, который входит в бесчисленное количество списков фильмов, обязательных к просмотру (впрочем, как и многие другие у этого автора). Две сестры, Карин (Ингрид Тулин) и Мария (Лив Ульман) приезжают в родовое имение к третьей, Агнес (Харриет Андерссон), которая умирает от рака. Если в литературе страх смерти придумал Лев Толстой в "Смерти Ивана Ильича", то в кинематографе это сделал Бергман в "Шепотах и криках". Для того чтобы стать шедевром, фильму хватило бы и этого, но Бергман идет дальше, показывая, что родственные отношения бывают настолько невыносимыми, что по тяжести могут сравниться разве что со смертельной болезнью. Работу по деконструкции семьи и семейных ценностей он продолжит в своем следующем фильме "Сцены из супружеской жизни". "Шепоты и крики" получили пять номинаций на "Оскар" и победили в одной — статуэтка досталась постоянному оператору Бергмана Свену Нюквесту. Московский показ пройдет в рамках ретроспективы Ингмара Бергмана в кинотеатре "Юность".
фильм
Атомоград. Монтаж утопии «Хлебозавод 9» 22 апреля, 17.30
Монтажный фильм о строительстве и жизни семи городов-спутников атомных электростанций — Припяти, Кузнецовска, Энергодара, Нетишина, Южноукраинска, Теплодара и Орбиты — в 1970-1980 годы. Над утопическими кадрами советской хроники с красными флагами, белыми стенами и вечно счастливыми детьми витает дух Чернобыльской катастрофы. Самым важным фильмом, сделанным на основе кинохроники в новое время, был "Остров мертвых" Олега Ковалова. Самым известным — "Блокада" Сергея Лозницы. Авторы "Атомограда" — киноведы "Довженко-центра" (Национальный киноархив Украины) Станислав Мензелевский, Анна Онуфриенко, Александр Телюк и Люся Зоря учитывают опыт предшественников, но для них исследование истории советской Украины имеет дополнительное политическое измерение.
концерт
Натали Имбрулья "Известия Hall"22 апреля, 22.00
Австралийская певица Натали Имбрулья однажды оказалась в Тушино на фестивале "Крылья". Произошло это спустя много лет после появления ее самого популярного сингла "Torn", но на радиоволнах он прописался настолько прочно, что организаторы фестиваля решили сделать певицу главным зарубежным хедлайнером. Народ на выступлении Натали стройными рядами потянулся к метро, оценив, впрочем, ее профессионализм и мастерство аккомпаниаторов. Честно говоря, с тех пор, кроме пресловутой "Torn", навеки застрявшей в ушах, серьезных поводов вспомнить фамилию Имбрулья не было. Каким ветром ее забросило в Москву на этот раз, сложно и предположить. Эмоции по этому поводу чисто ностальгические. Последний альбом у артистки вышел в 2015 году.
опера
Написано на коже Большой театр (Новая сцена) 22 и 23 апреля, 19.00
Фестиваль Экс-ан-Прованса привозит две постановки выдающегося английского режиссера Кейти Митчелл — оперу британского композитора Джорджа Бенджамина “Написано на коже” и спектакль “Траурная ночь” на музыку Баха. “Написано на коже” приезжает в Москву на пике своей славы: за пять лет, прошедших с мировой премьеры спектакля, он был выпущен на DVD и показан в Лондоне, Мюнхене и Амстердаме. Английский драматург Мартин Кримп цитирует в либретто реальную историю из криминальной хроники эпохи Средневековья: богатый землевладелец заказывает художнику иллюстрированную книгу, воспевающую его доблестную жизнь, в художника влюбляется молодая жена заказчика, тот в порыве ревности убивает соперника, заставляя напоследок неверную супругу съесть сердце своего любовника. Вместе со своим постоянным соавтором, художником Вики Мортимер, Митчелл превращает сцену в мультиэкран, разбитый на несколько комнат-отсеков, причем действие в них разворачивается одновременно.
опера
«Кащей Бессмертный» и «Дева в башне» «Филармония-2» 23 апреля, 19.00
"Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова и "Дева в башне", единственная опера Сибелиуса, написаны в одно и то же время, обе используют извечный мотив — "damsel in distress", обе приправляют его символистскими мотивами. Но если сказочно-фольклорный "Кащей" хоть изредка, но исполняется, то нордическое вагнерианство "Девы в башне" отечественной публике оставалось неизвестным совсем. Оба колоритнейших образчика оперного модерна прозвучат на фестивале "Опера априори" под управлением финна Олли Мустонена.
выставка
Джорджо Моранди. 1890-1964 ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков 25 апреля — 10 сентября
Джорджо Моранди приедет в Москву тогда же, когда и Джорджо де Кирико, но одно время близкие друг другу метафизики не встретятся в одном месте, то есть в одном музее. Хотя это именно Моранди больше подошла бы Третьяковская галерея, ведь он был предметом изучения и обожания нескольких поколений советских художников, преимущественно полу- и неофициальных. Однако Моранди покажут без "русского следа" — как отдельно, даже от метафизиков во главе с де Кирико, стоящую фигуру. 90 картин, акварелей и гравюр из Музея Моранди в Болонье и других государственных и частных коллекций Италии, охвачены все периоды творчества — кураторы надеются изменить расхожее представление о герое ретроспективы как о художнике, всю жизнь писавшем один и тот же натюрморт с бутылками.
концерт
ТезейКонцертный зал им. П.И. Чайковского 25 апреля, 19.00
Гендель показал лондонцам своего "Тезея" еще при королеве Анне, в 1713-м, когда итальянская опера все еще была непривычной новинкой — а потому публику пришлось удивлять эффектным шоу с летающей колесницей злодейки Медеи, зачарованным островом и финальным явлением богини Минервы. Для первого исполнения "Тезея" в России заготовлены другие аттракционы: отборные певцы во главе с двумя именитыми меццо, Оливией Фермойлен и Анн Халленберг, и дирижерская работа эксцентрика-аутентиста Федерико Марии Сарделли.
спектакль
Аудиенция Театр наций (Основная сцена) 25 апреля, 19.00
Драматург Питер Морган — практически личный летописец Елизаветы II. По мотивам ее биографии он написал два сценария — "Корона" и "Королева" — и пьесу "Аудиенция", которая успешно идет и в Лондоне, и на Бродвее. Русский вариант дворцового байопика поставили в Театре наций. Вообще-то у нас в театре недостатка в королевах никогда не было, но выбор в данном случае совершенно бесспорный: в роли Елизаветы II — Инна Чурикова, спектакль поставил Глеб Панфилов. Говорят, драматург специально дописал диалоги, посвященные взаимоотношениям России и Британии,— к счастью, правление Елизаветы такое долгое, что Морган имел возможность выбрать какой-нибудь период, когда эти самые взаимоотношения были дружелюбнее, чем сегодня.
концерт
Nouvelle Vague Клуб Yotaspace 25 апреля, 20.00
После долгой паузы в Москву снова приезжают французы Nouvelle Vague — наверное, самая успешная в Европе кавер-группа. Но ценят ее в первую очередь не за это. Nouvelle Vague с непременными двумя-тремя вокалистками на переднем плане — это прежде всего торжество стиля. Они превращают чужой панк в свою босса-нову и чужую готику в свой лаунж. Недавно группа выпустила новый альбом "I Could Be Happy", в котором рядом с песнями Брайана Ино, Cocteau Twins, The Cure, The Ramones и Ричарда Хелла нашлось место для собственного материала музыкантов.
концерт
Алекс Клер Клуб Yotaspace 26 апреля, 20.00
В 2011 году лондонский певец Алекс Клер первым сделал поп-хит на основе дабстепа. Он назывался "Too Close", и уже одного этого ему хватило, чтобы обзавестись большим количеством фанатов, в том числе и в России. Известно, что почти целый год он был бойфрендом Эми Уайнхаус. Это делает его персоной, интересной таблоидам. Стоит добавить, что, будучи правоверным иудеем, он не выступает по субботам и, как говорят, путешествует со своими кастрюлями и сковородками. В Москву Алекс Клер приедет представлять свой новый альбом "Tail Of Lions".
фильм
Обещание с 27 апреля
Историческая драма, основанная на реальных событиях. 1914 год, Константинополь. В классическую драматургию любовного треугольника между фотокорреспондентом "Ассошиэйтед Пресс" Крисом Майерсом (Кристиан Бейл), студентом-медиком Микаэлем Богосяном (Оскар Айзек) и армянской художницей Аной (Шарлотта Лебон) вмешиваются события, известные в истории как "геноцид армян". Перед лицом катастрофы соперничество между мужчинами переходит в сотрудничество, а главным оружием в борьбе с преступлением против человечности, свидетелями которого становятся герои, оказывается фотокамера. Режиссер Терри Джордж однажды уже обращался к теме геноцида — в фильме "Отель "Руанда"" (2004), получившем три номинации на "Оскар".
фильм
Идеаль с 27 апреля
Второй фильм французского писателя Фредерика Бегбедера, поставленный им по собственному роману десятилетней давности, действие которого происходит в России нулевых. Топ-менеджер глобального французского косметического бренда L’Ideal Валентина (Одри Флеро) и агент по поиску моделей Октав (Гаспар Пруст) ищут в Москве новое идеальное славянское лицо для компании, чью репутацию поставила под удар ведущая модель своим участием в порнофотосесси с неонациским уклоном.
фильм
Затерянный город Z с 27 апреля
В своем новом фильме Джеймс Грей, независимый американский режиссер, любимец фестивалей и критиков, впервые покидает пределы родного Нью-Йорка и снимает в джунглях исторический фильм про одержимого археолога — Персиваля Фосетта (Чарли Ханнэм), верного сына Британской империи, подполковника, топографа, археолога, исследователя джунглей Амазонки. По заданию Королевского географического общества он исследовал Бразилию и наносил на карты ее границы с Боливией, там Фосетт обнаруживает останки древней цивилизации, мечта о которой заставит его предпринять еще несколько экспедиций в Южную Америку.