Дело на экспорт
В ЕСПЧ направили жалобу об отказе расследовать смерть Павла Дроздова в отделе полиции «Юдино»
Родные умершего в отделе полиции «Юдино» заместителя директора Казанского железнодорожного техникума Павла Дроздова после безуспешных попыток привлечь к ответственности полицейских подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Они утверждают, что нарушена Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Между тем спор о возбуждении уголовного дела окончательно не решен – 25 апреля этот вопрос рассмотрит Верховный суд Татарстана.
В пятницу правозащитная организация «Зона права» сообщила, что Сергей Дроздов, чей брат Павел Дроздов скончался в казанском отделе полиции «Юдино», направил жалобу в Европейский суд по правам человека. «Он указал, что российские власти нарушили ст.2 и ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь и запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения)», – сказано в сообщении.
Напомним, инцидент с господином Дроздовым произошел в феврале 2012 года. Его задержали и доставили в отдел полиции «Юдино» по подозрению в хулиганстве в кафе. Через некоторое время ему стало плохо, приехавшие врачи констатировали смерть от «острой сердечнососудистой недостаточности». По данным правозащитников, имеется видеозапись, на которой зафиксировано, как полицейские связывают руки и ноги задержанного за спиной, один ударяет его ногой в бок, другие наступают на голени. По факту смерти господина Дроздова в СКР несколько раз возбуждали уголовное дело, но прекращали, заключив, что в действиях полиции не было нарушений.
В жалобе в ЕСПЧ говорится, что к господину Дроздову была применена пытка «Ласточка» (связывание рук и ног одновременно) и что «в такой позе у человека происходит растяжение связок суставов рук и ног, оказывается давление на позвоночник, что причиняет сильную физическую боль». «Данный вид пыток широко распространен в полиции России, поскольку не оставляет телесных повреждений, известен под названием "ласточка"», – отмечается в жалобе. По словам заявителя, в рамках расследования уголовного дела были установлены «полицейские-участники применения пытки к его брату, их персональная роль в действиях, повлекших его смерть». Причем, говорит Сергей Дроздов, сами полицейские «не отрицают факт применения насилия к Павлу Дроздову». «Следствие установило, что сотрудниками полиции превышены полномочия, однако до предъявления обвинения полицейским дело не дошло. При наличии состава преступления обвинительное заключение не составлено и дело в суд не направлено», – сказано в жалобе.
Как заявил юрист Сергея Дроздова Андрей Сучков (сотрудничает с «Зоной права»), он и его доверитель не верят в судебную систему РФ. «Пятилетняя волокита следствия, четыре постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, три постановления о прекращении уголовного дела, которые последовательно были признаны судом незаконными и необоснованными, свидетельствуют о неэффективности правовой защиты нарушенных прав на национальном уровне», – заявил он. Эти же доводы приведены в жалобе в ЕСПЧ.
Между тем известно, что окончательное решение по делу о смерти господина Дроздова еще не принято. Дело в том, что Кировский райсуд Казани 3 марта этого года по жалобе правозащитников признал прекращение уголовного дела «незаконным и необоснованным». Прокуратура это решение обжаловала в Верховном суде (ВС) Татарстана. Ее апелляционное представление на решение райсуда будет рассмотрено 25 апреля. В прокуратуре Татарстана не смогли дать комментарии по ситуации. Как сообщили «Ъ-Казань» в ВС, надзорный орган просит постановление райсуда «отменить, считает постановление о прекращении уголовного дела законным и обоснованным».
Шансы добиться победы в ЕСПЧ у Сергея Дроздова пока малы. Адвокат татарстанской коллегии адвокатов, не пожелавший быть представленным, в беседе с «Ъ-Казань» назвал «сомнительной победу заявителя в ЕСПЧ с первого раза». «Заявитель должен полностью исчерпать средства правовой защиты. В данном случае он не исчерпал. Европейский суд не будет рассматривать жалобу, а будет просить предоставить окончательные судебные решения по делу», – сказал он.