Михаил Ходорковской отказался от роли вождя
Основатель «Открытой России» покинул пост председателя движения
Бывший владелец ЮКОСа и основатель движения «Открытая Россия» Михаил Ходорковский покинул пост председателя организации. По его словам, движение должно показать россиянам, что «общество созрело для безвождистской модели». Новым председателем стал 29-летний Александр Соловьев, помощник экс-депутата Госдумы Дмитрия Гудкова. Эксперты отмечают, что связка «”Открытая Россия”—Михаил Ходорковский» работала против движения, а сам бывший председатель имеет невысокий рейтинг в России и «не владеет инициативой формирования повестки».
На конференции «Открытой России» в Таллине Михаил Ходорковский сложил с себя полномочия председателя движения. Он подчеркнул, что в уставе организации изначально была заложена ежегодная смена руководства и что он обещал покинуть пост на первой же конференции. «Собственный пример — важнейший элемент убеждения в своей правоте. Я считаю, что российское общество вполне созрело для безвождистской модели. А его активный авангард тем более,— заявил господин Ходорковский.— “Открытая Россия” — это не Ходорковский, а все мы. Я убежден, своей успешной работой мы сможем подать пример обществу, что можно строить будущее без вождей».
Как рассказал исполнительный директор движения Тимур Валеев, за Михаилом Ходорковским остается особый статус «основателя движения». Сам экс-председатель отмечает, что будет отвечать за вопросы идеологии и обучения, «развитие каналов коммуникации с российским и мировым сообществом», а также со всеми, «с кем придется выстраивать взаимоотношения после смены власти».
Новым председателем избран координатор проекта «Открытое право» Александр Соловьев. Он был помощником депутата Госдумы прошлого созыва Дмитрия Гудкова, готовил для него законопроекты о возврате прямых выборов губернаторов и мэров, отмене контрсанкций и антисиротского закона. В «Открытой России» господин Соловьев состоит с момента ее основания в Хельсинки в сентябре 2016 года. «Мое ощущение, меня выбрали, потому что у меня репутация человека нейтрального, не имеющего отношения ни к каким центрам силы и способного налаживать отношения между разными людьми»,— цитирует господина Соловьева сайт «Открытой России».
Движение определилось и с федеральным советом. В него вошли 11 человек, в том числе глава правозащитного отделения «Открытой России» Мария Баронова, адвокат Антон Дрель и журналист Владимир Кара-Мурза-младший. Михаил Ходорковский заявил, что движение не должно конкурировать с другими оппозиционными и общественными структурами, а объединиться ради «смены несменяемой власти». «Важно не позволить никому восстановить авторитарную модель правления. Вместе с Путиным из России должна уйти сверхпрезидентская республика, сменившись сначала на президентско-парламентскую, а затем на парламентскую»,— сказал он. На выборах президента господин Ходорковский призвал поддержать главу Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального, на выборах мэра Москвы — Дмитрия Гудкова. При этом он обозначил отличия ФБК и «Открытой России»: первый ориентирован на «безальтернативную фигуру Алексея Навального», что для второй неприемлемо.
«В целом понятно, что Ходорковский потерялся и не владеет инициативой формирования повестки дня. У него есть выбор: идти с Навальным, который не очень готов видеть рядом с собой такие сильные фигуры, или уйти куда-то в автономное плавание»,— говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Политолог Константин Калачев видит причину перестановок в том, что связка «Открытая Россия»-Михаил Ходорковский работает против движения. «Ходорковский прекрасно понимает, что в России он демонизирован, его рейтинг низок. Правильнее поставить у руля тех людей, которые не будут своими проблемами тянуть ее вниз. Не думаю, что он устал и что сократит финансирование, тем более что планов у движения много»,— сказал “Ъ” эксперт. Александр Соловьев, по мнению эксперта, удачный выбор — он молод, никому не известен и поможет начать движению «с чистого листа». При этом эксперт отмечает, что основатель «Открытой России» не пытается объединить кандидатов и «демонстрирует свою адекватность: поддерживать нужно не тех, кто тебе симпатичен, а тех, кто имеет реальные шансы».