На выезд по железной дороге
Пассажиры ОАО РЖД полюбили уезжать за рубеж
В первом квартале международные пассажирские перевозки в дальнее зарубежье по железной дороге выросли на 16,5%, до 143 тыс. человек. Наибольший рост наблюдался на направлениях в Финляндию, Германию, Италию и Китай. Эксперты отмечают, что тенденция сохранится, но отмечают, что объемы перевозок за рубеж по железной дороге несопоставимо ниже показателей авиатранспорта.
Международные пассажирские перевозки в дальнее зарубежье по железной дороге в первом квартале выросли на 16,5%, до 143,3 тыс. человек, сообщило ОАО РЖД в пятницу. Наибольший рост зафиксирован в направлении Финляндии (27,6%), Германии (27,3%), Италии (16,8%) и Китая (11,8%). Как пояснили “Ъ” в ОАО РЖД, повышению привлекательности международных перевозок способствовали гибкие тарифы, ряд маркетинговых инициатив, сокращение времени в пути, дополнительные сервисы и новый подвижной состав (вагоны габарита РИЦ, «Стрижи»). По итогам 2016 года международное дальнее следование также выросло — на 8,5%, превысив 641 тыс. человек. На треть выросло количество пассажиров в сообщении с Германией, на 30% — с Францией, на 22,6% и 19,4% — с Италией и Чехией соответственно. Также рост наблюдался на направлении Польши, Финляндии и Австрии.
При этом пока тарифы ОАО РЖД на международных направлениях несколько выше цен на авиабилеты. Цена билета на поезд в Финляндию из Петербурга начинается от €29, из Москвы — от €100, билет до Германии из Москвы может обойтись пассажиру в €206 и выше, во Францию через Италию цена начинается с €256, а в Китай (Пекин—Москва) — от €566. Как сообщил “Ъ” PR-директор Aviasales Янис Дзенис, минимальная стоимость авиабилета туда-обратно в Финляндию 7559 руб., в Германию — 4976 руб., в Италию — 6159 руб. «При этом по летним маршрутам мы почти везде видим рост на ранних бронированиях,— добавляет он.— Например, у пляжной Италии на 156% билетов больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Это связано с тем, что потребители чувствуют себя спокойнее в новых экономических условиях». По словам господина Дзениса, рост наблюдается и на железнодорожных маршрутах, но он прирастает «нестандартными пассажирами». Например, говорит он, известен случай, когда девушка поехала из Москвы во Францию на поезде только потому, что ей нужно было увезти с собой улитку: животному не присвоена таможенная категория, и самолетом везти ее было нельзя, а в поезде на эту «контрабанду» не обратили внимания.
Партнер SBS Consulting Павел Харитонов говорит, что рост пассажиропотока за рубеж связан с работой ОАО РЖД по запуску новых привлекательных проектов. Хорошим спросом пользуются туристический поезд «Императорская Россия» в Китай, новый поезд «Стриж» Москва—Берлин с автоматическим изменением ширины колеи (время в пути на маршруте снизилось на четыре часа). По словам эксперта, повышение качества услуг будет и в дальнейшем стимулировать рост числа пассажиров. Но «не стоит преувеличивать значение этого роста», абсолютные цифры железнодорожного пассажиропотока на дальних маршрутах существенно ниже числа авиаперевозок, добавляет господин Харитонов. С ним согласен и независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко: «Несмотря на рост показателей, количество пассажиров, выбирающих железнодорожные перевозки на международных направлениях, несопоставимо меньше, чем в авиасообщении». По данным Росавиации, за январь—февраль 2017 года международные перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ год к году выросли на 32,1%, до 3,8 млн человек.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает укрепление рубля к доллару и особенно к евро в 2016 году и первом квартале этого года, восстановление потребительской уверенности, разочарование в соотношении «цена-качество сервиса» на российских зимних курортах. Это, по его мнению, обусловило рост спроса на зарубежные поездки, который наиболее заметен на европейских направлениях (Финляндия, Германия, Италия). По прогнозам господина Бурмистрова, во втором—третьем кварталах тенденция роста зарубежных железнодорожных перевозок сохранится. Это, считает он, подтверждается и ситуацией на авиатранспорте, где снижение цен на перелеты в Европу из-за укрепления рубля на 12–13% и повышение цен на внутренние перелеты более чем на 10% обусловили изменение структуры ранних бронирований на летний период: доля зарубежных стран выросла до 45–50% по сравнению с 30–35% в 2016 году. Наиболее высокие темпы роста в железнодорожных перевозках во втором квартале будут наблюдаться на европейских направлениях, так как число бронирований летних туров в Европу выросло на 25–30%, заключает господин Бурмистров.