Регион рисует новую карту
Нижегородская область готовится внедрить электронную оплату проезда по всей территории
Правительство Нижегородской области приступает к реализации собственной идеи распространить действующую в Нижнем Новгороде систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте по всей территории региона. Необходимые инвестиции кабинет министров оценивает в 500 млн руб., срок окупаемости-в шесть-семь лет. Власти надеются реализовать инициативу за счет бюджетных или частных вложений через акционерное общество с региональным участием, и оператором системы может стать одно из действующих госучреждений. В ходе обсуждения законопроекта выяснилось, что он нуждается в ряде принципиальных доработок, а инвесторы пока не заинтересованы в участии в нем.
Министерство транспорта Нижегородской области вышло в региональный парламент с инициативой внедрить автоматизированную систему контроля оплаты проезда (АСКОП) в общественном транспорте на всей территории региона. Впервые власти заговорили об этом еще в прошлом году, а сейчас вплотную подошли к реализации проекта. Как рассказал замминистра Николай Мамонов комитету по транспорту, правительство разработало техническое задание и намерено в июне объявить конкурс на создание системы (покупка оборудования, оснащение автобусов), а в июле подписать контракт. По его словам, региональная АСКОП может быть создана на базе акционерного общества с областным участием, либо специальным госучреждением с функциями оператора, либо за счет инвесторов. Первый вариант, по мнению господина Мамонова, более предпочтителен, но в этом случае расходы на исключительно государственную организацию полностью лягут на бюджет Нижегородской области. Ориентировочные затраты на оборудование 1,5 тыс. городских и пригородных автобусов в правительстве оценили в 500 млн руб. с окупаемостью в течение шести-семи лет. В качестве оператора рассматривается «Региональный навигационно-информационный центр Нижегородской области» (РНИС), специализирующийся на мониторинге пассажирских перевозок. «Мы направили в РНИС наше предложение, но ответа пока не получили», — подчеркнул Николай Мамонов.
Система будет интегрирована с АСКОП, работающей под управлением компании «Ситикард» в муниципальном транспорте Нижнего Новгорода с 2016 года. По оценкам министерства, с учетом всех необходимых процедур АСКОП может охватить Нижегородскую область к 2019 году.
Но РНИС при осуществлении функций оператора АСКОП рискует столкнуться с юридическими трудностями, считает директор компании «Ситикард» Юрий Рябиков. Он напоминает, что система электронной оплаты проезда является одним из видов банковской деятельности и подлежит регистрации в Центробанке: «Как скрестить идею о том, что небанковский РНИЦ будет заниматься банковской деятельностью, я не понимаю». По его словам, система потребует создания специальных центров обслуживания в каждом из 52 районов области, соответственно, региональный оператор АСКОП понесет ощутимые затраты.
Чтобы облегчить финансовое бремя региональные власти рассматривают возможность привлечь к реализации проекта частный капитал. Министр транспорта Александр Герасименко не исключает последующей уступки акций оператора частному инвестору, готовому вложиться на условиях сохранения контрольного пакета у региона. Однако пока на горизонте нет потенциальных инвесторов.
Основным преимуществом системы власти и участники рынка называют вывод из тени значительной части выручки транспортных предприятий в Нижнем Новгороде и районах области. По оценкам игроков рынка, годовой денежный оборот общественного транспорта в регионе достигает 10 млрд руб., а официально регистрируется лишь его треть. Господин Рябиков предлагает на примере Московской области прописать в региональном законе о перевозках требование ко всем перевозчикам обеспечить безналичную оплату в транспорте по единой карте или установить кассовые аппараты для отчета о движении наличных средств. По мнению директора «Ситикарда», наличие солидных штрафов за нарушения подтолкнет инвесторов и перевозчиков к работе с АСКОП и, как следствие, будет способствовать ее развитию.
Действие системы предлагается распространить и на частных перевозчиков, в первую очередь, в Нижнем Новгороде. Как рассказал директор городского департамента транспорта Александр Голофастов, проект будет реализован в два этапа после подготовки тарифного меню для новой комплексной транспортной схемы с магистральными и подвозными маршрутами. Одним из шагов станет проведение до конца мая конкурсов на 24 маршрута в конце мая и еще на 30 – в 2018 году. «Внедрение АСКОП для частных перевозчиков начнется ближе к концу 2017 года», — сказал Александр Голофастов.