«Аэрофлот» борется с перевесом
Суд отказал в иске заявившей о дискриминации по внешности стюардессе
Тушинский суд Москвы отклонил иск стюардессы «Аэрофлота» Ирины Иерусалимской, заявившей о дискриминации по внешнему виду: истица связывает снижение зарплаты с тем, что она носит одежду 52-го размера. Представитель «Аэрофлота» на суде подчеркнул, что «повышенные габариты тела» затрудняют передвижение по салону самолета, кроме того, каждый лишний килограмм приводит к перерасходу топлива. Руководство авиакомпании сообщило “Ъ”, что «Аэрофлот» и дальше будет предъявлять «высокие требования» к бортпроводникам.
В Тушинском суде Москвы 45-летняя стюардесса «Аэрофлота» Ирина Иерусалимская попросила признать недействительным п. 7.1 внутреннего акта компании «Требования к членам кабинного экипажа». В нем указаны критерии для стюардесс: рост 160–175 см и размер одежды 42–48. Госпожу Иерусалимскую, которая носит одежду 52-го размера, около двух лет назад, по ее словам, перевели на внутренние, менее оплачиваемые рейсы, среди которых преобладали тяжелые ночные и утренние. «Это моральные унижения, но при этом я еще теряю деньги,— сообщила в суде стюардесса, которая работает в “Аэрофлоте” с 1998 года.— Мне бывает не на что кормить семью». Истица требовала 1 млн руб. компенсации морального вреда.
«Повышенные габариты тела препятствуют быстрому передвижению проводника по салону, не позволяют легко разойтись с пассажиром,— пояснил в суде представитель авиакомпании,— затрудняют выполнение функций по закрытию и открытию полок, а также вход и выход из самолета». Представитель «Аэрофлота» добавил, что если во время аварийной посадки на воду стюардесса не сможет перебраться на плот, то она будет не в силах помочь пассажирам. Он также подчеркнул, что худые стюардессы позволяют экономить топливо: согласно подсчетам технических служб «Аэрофлота», лишний килограмм веса на борту самолета приводит к дополнительному расходу топлива на сумму 800 руб. в год. Еще одним аргументом стал опрос пассажиров «Аэрофлота», которые сообщили, что им приятнее видеть стройных, молодых и красивых стюардесс.
В итоге судья отказал стюардессе в иске. Адвокат истицы Сергей Усов намерен обжаловать решение.
Заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам ПАО «Аэрофлот» Владимир Александров сообщил “Ъ”, что авиакомпания считает решение суда справедливым. «Как мы неоднократно заявляли, никто из работников “Аэрофлота” не подвергается дискриминации, ведь основным нашим приоритетом является соблюдение прав пассажиров и сотрудников компании. Доводы истца по данному делу — неудавшаяся попытка дестабилизировать ситуацию внутри коллектива»,— заявил господин Александров, отметив, что большая часть работников авиакомпании восприняла иск негативно. «При этом авиакомпания и дальше будет предъявлять высокие требования к персоналу для максимального комфорта и безопасности пассажиров. Имидж и успех компании складываются в первую очередь за счет людей, которые в ней работают»,— пояснил господин Александров.
Руководитель независимого профсоюза «Шереметьевский профсоюз бортпроводников» (оказывает истице юридическую поддержку) Илона Борисова сообщила “Ъ”, что аргумент про узкие проходы в самолете несостоятелен. «Самолет сделан так, чтобы при эвакуации смогли легко выйти не только бортпроводники, но и пассажиры разной комплекции»,— сказала она, пояснив, что требования к бортпроводникам были приняты в 2011 году, но применять их стали недавно. По словам госпожи Борисовой, новые правила ударили по 600 стюардессам, а всего в «Аэрофлоте» работают около 6–7 тыс. бортпроводников. Ранее с аналогичным иском выступила стюардесса «Аэрофлота» Евгения Магурина (см. “Ъ” от 22 марта). Ее иск будет рассмотрен 21 апреля этого года.