В трудовых резервах показалось дно
Поддерживать их дорого, а импорт не удовлетворяет спроса
По данным экспертов РАНХиГС, уровень экономической активности пожилых и женщин с детьми на рынке труда РФ остается недостаточным. Чтобы его увеличить, государству необходимо расширить поддержку занятости этих групп населения. В отсутствие средств на финансирование таких программ сократить будущий дефицит работников поможет повышение пенсионного возраста и численности трудовых мигрантов.
Женщины с детьми и пожилые по-прежнему недостаточно вовлечены в трудовую деятельность, несмотря на сокращение трудоспособного населения в РФ, свидетельствуют данные РАНХиГС, опубликованные в докладе "Влияние демографических и социальных факторов на возрастную структуру экономической активности и занятости". Для анализа использовались результаты опроса Высшей школы экономики, проведенного в 2016 году и охватившего более 13 тыс. респондентов.
К 2025 году доля трудоспособного населения (20-64 года) в РФ может снизиться до 60% (см. "Ъ" от 16 марта). Сейчас к 60 годам с рынка труда уходят 25% россиян — а уже к 72 годам до 25% снижается доля продолжающих работать. Женщины уходят на несколько лет раньше — 25% покидают рынок труда к 58 годам, а 25% мужчин — к 61 году. 75% доля неработающих женщин достигает к 71 году, а среди мужчин — к 73 годам. И те и другие уходят с рынка труда медленнее в городах — в сельской местности 25% выборки не работает уже в 58 лет, а 75% — в 68 лет, в региональном центре — в 62 года и в 73 года соответственно. Дольше всех на рынке труда остаются люди с высшим образованием (границы 25%, 50% и 75% неработающих достигаются в 62, 69 и 74 года соответственно). В группе со средним и с начальным профессиональным образованием это происходит раньше: 25% этой группы покидает рынок труда уже в 58 лет, 50% — в 63 года, и 75% — в 69 лет. Работа на госпредприятиях замедляет этот процесс: 75% выборки их работников старших возрастов уходят с рынка труда лишь к 77 годам, для остальных эта доля достигается уже в 70 лет. Исключение — предприниматели: половина их перестает работать только в возрасте 71 года (остальные — в 65 лет). В еще одной группе населения — женщин с детьми до 7 лет — негативно влияет на экономическую активность наличие детей до трех лет (особенно двух и более), плохое состояние здоровья, наличие партнера, а также высоких нетрудовых доходов; поддерживает же ее высокий уровень образования.
Как отмечается в докладе, в последние четыре-пять лет власти проводили программы для большего вовлечения в работу этих категорий населения, но пока они не дали значимого эффекта. Хотя занятость среди групп в возрасте 50-54 лет и 60-72 лет в 2010-2014 годах выросла (с 80,2% до 83% и с 18,5% до 21,3% соответственно), считать этот прирост только результатом госполитики нельзя. Незначительно выросла и занятость женщин с детьми — для группы с детьми до 18 лет в 2010-2014 годах показатель вырос с 75,5% до 76,6%, для женщин с детьми до 7 лет — с 63,3% до 64%. В то же время занятость бездетных женщин выросла с 75,8% до 76,8%. "Такие меры, как профессиональное переобучение и социальная адаптация, отвечают потребностям этих групп, но охват населения ими был незначительным",— отмечает один из авторов работы, завлабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
Учитывая дефицитный бюджет, рассчитывать на расширение поддержки занятости пожилых и женщин не стоит. Вероятнее, что мерой стимулирования трудовой деятельности станет повышение пенсионного возраста — по одной из последних версий, до 63 лет у мужчин и женщин. Но выход на рынок труда пожилых специалистов не снизит спрос на молодых из-за различий профессионального состава. Тот же недостаток есть и у наполнения рынка труда за счет миграции из соседних стран: в ней в основном участвуют низкоквалифицированные работники.