Конституционный суд решает судьбу апатридов
В Совете федерации и Госдуме по-разному оценивают нормы КоАП
Конституционный суд (КС) во вторник провел публичные слушания о нормах КоАП, позволяющих бессрочно и без возможности обжалования лишать свободы апатридов и иностранных граждан, в том числе из Восточной Украины и Сирии, выдворить которых из РФ по решению суда власти не в состоянии. Бесцельное заточение в центрах временного содержания нарушает права человека, согласились в КС представители государственных органов, однако исправить законодательство не торопятся. Адвокаты заявителя Ноэ Мсхиладзе считают, что ускорить этот процесс поможет только признание неконституционности КоАП.
Апатрид Ноэ Мсхиладзе, с 2015 года ожидающий в петербургском Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) выдворения в Грузию, которая отказывается его принять, оспорил пробел в КоАП, не предусматривающий процедуры освобождения таких лиц и предельного срока их заточения. По КоАП, пребывание в не приспособленном для длительного содержания ЦВСИГ (условия в котором хуже тюремных) может длиться до истечения двухлетнего срока давности с риском многократного повторения, если, как в случае с господином Мcхиладзе, нет ни одного государства, куда выдворяемый может выехать (см. “Ъ” от 6 апреля). Выйдя на свободу, апатриды, а также иностранцы, которые не могут покинуть Россию по состоянию здоровья, из-за вооруженных конфликтов, угроз бесчеловечного обращения в их стране или из-за отсутствия документов, даже при статусе беженца рискуют быть задержанными снова.
«Возможность прекращения бесцельной отсидки закон не содержит», а суды не могут проверить законность бессмысленного нахождения в ЦВИГ, убеждали КС адвокаты заявителя Ольга Цейтлина и Сергей Голубок. Такое лишение свободы само по себе наказанием не является, но нарушает фундаментальные права, в том числе на достоинство личности, сотен людей по всей стране и приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств, подчеркнули они.
Представитель Госдумы Татьяна Касаева, однако, призвала «не отдавать приоритет правам выдворяемых лиц в ущерб РФ», заявив, что норма конституционна, а предложение изменить безальтернативность административного выдворения в КоАП комитет по госстроительству Госдумы не поддерживает.
Полпред Совета федерации Андрей Клишас «не сомневается, что конституционные права заявителя нарушены», разделяя подход авторов жалобы и ЕСПЧ, который потребовал от России устранить оспоренные в КС нарушения еще в 2014 году по делу «Ким против России». Сенатор предложил урегулировать не только эту проблему, но и вопросы соцобеспечения, выбора мест пребывания для апатридов, а также контроля за ними, установив им статус с выдачей документов в силу «особо уязвимого» положения. Кроме того, РФ надо расширять количество договоров с другими странами о депортации, заявил он. Обоснованной признал жалобу в экспертном заключении по запросу КС и декан юридического факультета Воронежского госуниверситета профессор Юрий Старилов. В Верховном суде считают, что улучшить ситуацию помогут «разъяснения КС».
Полпред президента в КС Михаил Кротов полагает, что права заявителя нарушены неправильным применением закона судом. Он подчеркнул, что нельзя позволять апатриду «легализоваться в стране, которая считает его нежелательным» (Минюст признал таковым господина Мcхиладзе после ряда судимостей). Не нашел полпред президента в действиях заявителя и «попыток найти страну, которая его примет». Адвокаты на это парировали, что возможности такого поиска у заявителя не было.
Представитель Федеральной службы судебных приставов (ФССП) заверил КС, что «если человек заинтересован в выдворении, оно не вызывает проблем»: в частности, мигрантов вместо Сирии можно вывезти в Египет. Обсуждались во вторник в КС и варианты выдворения в Новую Гвинею и другие экзотические страны, с которыми якобы могут договориться выдворяемые. Хотя сотрудник ФССП ранее сам просил суд освободить господина Мсхиладзе в связи с неисполнимостью выдворения. А Ольга Цейтлина привела в пример граждан Украины, которые в связи с вооруженными конфликтами утратили паспорта, но украинские власти отказываются оформить им документы для выдворения «в связи с отсутствие контроля» в горячих точках. По мнению Сергея Голубка, лицу, которое некуда выдворить, следует предоставлять временное убежище.
В ходе слушаний выяснилось, что МВД в соответствии с правительственным планом законопроектной деятельности уже «ведет работу» по исправлению законодательства в рамках предписанных в 2014 году ЕСПЧ «общих мер». «А где результаты этой работы?» — говорит адвокат Голубок, призвавший КС признать спорные нормы неконституционными как единственный способ «сдвинуть законодательный процесс с мертвой точки». Отметим, что на заседание в КС во вторник не смогли попасть юристы, рассказала “Ъ” не попавшая на процесс адвокат Светлана Громова. А зал суда в основном был заполнен студентами академии МВД и курсантами академии СКР. КС ранее заявлял, что приоритетный доступ предоставляется «будущим юристам, которым важно почувствовать атмосферу процесса непосредственно в зале суда».