У петербургских соборов нашлось светское основание
Генпрокуратуру просят проверить правомерность передачи церкви музейных зданий
Как стало известно “Ъ”, глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского заксобрания Максим Резник обратился во вторник к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой провести проверку правомерности действий администрации Санкт-Петербурга, передавшей Русской православной церкви Сампсониевский собор, ранее входивший в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Господин Резник подчеркивает, что изъятие музейной недвижимости запрещено федеральным законом «О музейном фонде и музеях в РФ», требования которого городские власти проигнорировали. По мнению депутата и поддержавших его позицию экспертов, разрешить правовую коллизию должны Госдума или Конституционный суд, а до этого процедуры передачи музейных объектов религиозным организациям следует приостановить.
Глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского заксобрания Максим Резник просит генерального прокурора проверить законность распоряжения комитета имущественных отношений (КИО) от 26 августа 2016 года об изъятии у музея «Исаакиевский собор» «с его согласия» и передаче в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии РПЦ девяти объектов недвижимости, входящих в комплекс Сампсониевского собора. Депутат ссылается на закон от 30 ноября 2010 года 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…», по которому передача недвижимости, «принадлежащей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям, осуществляется после прекращения уполномоченным органом их прав на эти объекты». Депутат обратил внимание, что прекращение прав на музейные объекты регламентируется законом «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», где содержится охранная норма, допускающая изъятие собственником закрепленного за музеем имущества только в случае его использования не по назначению или ликвидации музея. Но таких оснований распоряжение о передаче собора не содержит. При этом ст. 2 «музейного» закона устанавливает его приоритет на случай противоречия с иными актами. По мнению господина Резника, «недвижимость музея не могла быть передана религиозной организации». И даже отказ музея от недвижимости, подписанный его директором Николаем Буровым, на который ссылается в своем распоряжении Смольный, не может служить основанием для изъятия комплекса: «Руководитель музея такими полномочиями не наделен».
Депутат не скрывает, что его обращение связано в первую очередь с борьбой против передачи церкви Исаакиевского собора: если надзорное ведомство согласится с доводами, изложенными в его заявлении, оно должно будет обратиться в суд или по крайней мере инициировать мораторий на передачу объектов до устранения противоречий в законодательстве. «Мы нашли правовые основания для понуждения к диалогу, от которого инициаторы передачи до сих пор отказывались»,— резюмирует депутат.
Руководитель сектора коммуникации Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова сказала “Ъ”, что такие правовые вопросы «призвано решать государство». В КИО “Ъ” заявили, что руководствовались при передаче Сампсониевского собора нормами Гражданского кодекса (ГК), позволяющего прекращать оперативное управление недвижимостью с согласия пользователя. ГК, однако, требует учитывать нормы других специальных законов, к которым относится и закон о музеях. При этом в комитете подчеркнули, что процедура передачи Исаакиевского собора пока не запущена, поскольку официальная заявка РПЦ по этому поводу в комитет не поступила.
Николай Буров считает свое согласие на передачу Сампсониевского собора «юридически ничтожным», но напоминает: «Решение было принято учредителями музея. Сампсониевский и Смольный соборы были переданы на выгодных условиях — музей получил взамен хорошие здания». Но передача Исаакиевского собора лишает музей более 60% его бюджета и фактически приводит к его ликвидации, отметил господин Буров в беседе с корреспондентом “Ъ”. Свое «вынужденное согласие» на передачу Исаакия директор музея отозвал и возобновлять его не собирается.
Глава аналитической службы юрфирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова считает, что «чиновники не вправе перетасовывать имущество музеев, несмотря на то что имущество является госсобственностью». Если коллизия между законами существует, устранить ее должен законодатель, а до этого процедуру применения следует приостановить, подтвердил заместитель председателя Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Евгений Суханов.